Этот сайт использует cookie. Чтобы узнать больше об их использовании, нажмите здесь.

Принять и закрыть

Омский государственный
аграрный университет
имени П.А. Столыпина

Детство, опаленное войной. Николай Иванович Коровин 24.12.2018

Детство, опаленное войной. Николай Иванович Коровин

Родился 10 июня 1927 года в деревне Коровинка Юргинского района Тюменской области (в то время Омской области).

Когда мы начали разговор о его детстве, Николай Иванович сначала рассказал о своей малой родине, которая находится в таежной зоне и в то время изобиловала большим количеством природных богатств: грибов, ягод, диких животных – в общем, имелось все необходимое для пропитания населения. С теплом мой собеседник вспоминает: 

«Деревушка наша насчитывала порядка ста дворов и все имели фамилию Коровин, за исключением двух семей. Когда пришлось идти в школу в 1934 году, в моем первом классе почти все были с фамилией Коровин, и даже получилось так, что нас, Коровиных Николаев, было четверо! Учительница Микова Надежда Ивановна умудрилась присвоить нам номера, и я оказался Николаем «первым».

На фото: семья Коровиных. Мама Анастасия Устиновна, 1898 г.р., отец Иван Поликарпович 1989 г.р. Дети, слева направо: Николай (1927 г.р.), Сергей (1923 г.р.), Галина (1925 г.р.) 

Крестьянские дети того периода с малых лет были приучены к труду. Дети 10-12 лет без труда могли окучивать картошку, полоть грядки, собирать ягоды, грибы. Я рано пристрастился к охоте на зверей и птиц, отец мне даже купил маленькое ружье, сделал лодку. Мы были активными членами семьи, которые всегда были в работе, и помогали взрослым. Когда в 1930-е годы началась коллективизация, у нас, подростков, было большое желание принять участие во всем этом. Мы рвались в поле помогать с сенокосом, даже создавали импровизированную очередь, чтобы все успели внести свою лепту в общее дело. В эти же 1930-е годы началась программа по ликвидации безграмотности, которую мы, молодое поколение, приняли с энтузиазмом – ходили и просвещались в импровизированных кинотеатрах.


1939 год. Второй ряд, второй справа Николай Коровин – председатель совета отряда класса, рядом слева - Бухлова Надежда, пионервожатая

Известие о начавшейся войне приняли в день, когда вся деревня отдыхала на массовом гулянье на окраине: около 3-х часов дня просочилась информация о начале боевых действий, все гуляния были сразу же свернуты.

Помню, как мой отец, Иван Поликарпович, будучи в то время бригадиром колхоза имени А.С. Пушкина, уже вечером 23 июня объезжал дома и вручал повестки мужчинам, которые вызывались в военкомат по мобилизации. Жизнь в один миг изменилась – через несколько дней уже начали провожать мобилизованных. Я помню, как провожали мужчин на войну: все собирались на окраине деревни по дороге в райцентр. Помню большое число подвод, на которые мобилизованные мужчины клали свои вещи. Уже в сентябре и моего отца мы провожали на войну.

Со слезами на глазах Николай Иванович вспоминает: 

«Когда пришло время покидать нас, отец вдруг подхватил меня на руки, пронес порядка 10 метров – это он так со мной прощался… И это я запомнил на всю жизнь».

Уже в сентябре-октябре начали раздаваться вдовьи рыдания - начали поступать извещения о гибели солдат… И когда раздавался в той или иной хате плач, туда приходили другие женщины, чтобы разделить горе: знали что и в их семью может прийти такое несчастье…
В ту осень и началось взросление мальчишек и девчонок, которые приняли основной труд на свои детские плечи. Крестьянские дети, уже готовые к труду, приняли трудовую вахту.

В этот год, когда началась война, уродился хороший урожай, который предстояло убрать по тем или иным причинам оставшимся непризванным мужчинам: старикам и нам – что-то умеющей делать молодежи. Хочу рассказать, как применили труд подрастающего поколения. Урожай скашивался косами, потом вступали в строй женщины, которые связывали это в снопы, а задача подростков заключалась в том, чтобы собирать снопы в единую кучку из 10 штук. Так на поле образовывалось множество куч. Я помню, что в колхозе было два механизма для обмолота зерна, приводимых в действие лошадиной тягой. Лошадьми управляли дети, неплохо с этим справлявшиеся. Молотильными установками доверяли управлять лишь взрослым. Парнишки сбрасывали снопы, а девочки подтаскивали к молотилке. Надо отдать должное детям, которые были с малых лет приучены к труду, они с достоинством приняли весь труд на свои плечи. Производительность труда их была не хуже, чем у взрослых – даже задача взгромоздиться на высокую скирду иногда взрослым не под силу, а детям это раз плюнуть. 

Учебный год в эту осень начался на один месяц позднее. Все силы учащихся были брошены на уборку урожая: нужно было не только убрать хлеб, но и овощи с полей, все это делали мы, школьники. Завершалась уборочная страда контрольным обходом полей для сбора оставшихся колосков. После полной уборки нужно было подготовить поле для следующего урожая - для озимой пшеницы. Пахали на конях, так как всю технику забрали на войну. Нам, парнишкам, приходилось непосредственно вести плуг, чтобы он не завалился, потом боронили, и тогда к работе привлекались взрослые: сеяли новый урожай (детям такое не доверяли).

Зимой школы активно работали, несмотря на то, что некоторых учителей, в основном мужчин, призвали на фронт. Ушедших заменяли выпускники школы, которые пытались хоть что-то вложить в наши головы, но это им слабо удавалось.

В 1942 году в Тюменскую область, как и в остальные города Сибири, стали поступать эвакуированные из Ленинграда дети, которым были отведены отдельные интернаты. Мы, крестьянские дети, смотрели на них как-то по-особенному: удивление вызывало даже то, что их кормили первыми, вторыми блюдами, нулевыми, тогда как мы понятия не имели, что есть такое разделение.

Война войной, а дружбу и чувства никто не отменял. Когда мне было 14 лет, а моей возлюбленной 12, мы признались друг другу в высоких чувствах… Сейчас с улыбкой вспоминаю это – мы, два хлюпика, начитавшись книжек, пытались говорить о прекрасном. Первая любовь осталась со мной навсегда, мы пронесли нашу детскую любовь через всю жизнь.

В феврале 1942 года получили известие о гибели отца под Ленинградом… В 1943 году, пройдя Сталинградскую битву, погиб старший брат Сергей… И получилось так, что в нашей семье погибли все взрослые мужчины и подходила моя очередь…

Возвращаюсь к школьным делам: в 10 классе из всех Николаев, начинавших учиться со мной, остался только я. Попал я в класс, где большинство - эвакуированные из Ленинграда дети. Я тогда отдавал высокую дань их воспитанию. Тогда у меня сложились дружеские отношения с одноклассницей Кочетовой Зиной, которая была эвакуирована из блокадного Ленинграда, она была круглой сиротой. Тогда я стал приглашать ее к нам в гости, моя мама и сестра очень тепло приняли ее. Остальные ленинградцы не поняли наших дружеских отношений, пошли смешки с их стороны, после чего я, никому не объяснив, бросил учебу. 

Когда узнали, что я бросил школу, меня сразу поставили на учет в военкомат. На мое счастье, меня приняли учетчиком на машинотракторную станцию, я занимался учетом убранных площадей, передавал данные в учетную станцию. Прекрасно помню свою первую зарплату, которую полностью отдал маме.

В ноябре 1944 года меня 17-летнего призвали служить. Помню, как меня последнего мужчину семьи провожали… Плакали все. Был призван в летное училище, но не прошел профотбор. Военная комиссия, узнав о моих стрелковых навыках, приняла решение отправить меня в снайперскую школу. Направили меня в Куйбышев, неподалеку от города Барабинска, в запасной полк, обучали нас полгода военному делу. Было сложно, тяжело…

После обучения наше поколение 1927 года, в феврале 1945 года соединили со старослужащими в Литве для обезоруживания оставшихся немцев. Сдавшихся немцев мы направляли в сборные пункты, в которых их официально признавали военнопленными. До конца войны мы продолжали вести вахту на территории Литвы, Латвии, Эстонии. 

Фото: январь, 1945 года, г. Либава, в/городок

Когда мне исполнилось 18 лет, началась моя официальная служба на территории Прибалтики, год моего призыва служил 8 лет, больше призыва не было вплоть до 1951 года. Так мое взросление закончилось официальным призывом в армию. Моя служба продолжилась до 1949 года. В этом году началась агитация поступления военнослужащих продолжить обучение, которое я принял, так я получил высшее образование в Саратовском государственном университете.

Известие о победе принял в своем 21 полку на территории Литвы. Был митинг, на котором мне, как потерявшему на войне отца и брата, дали слово. Я говорил о воинском долге, о величии Советской армии…

Военная жизнь для меня на этом не закончилась я продолжил службу в рядах Советской армии.
В 1953 году мы с моей детской любовью, Лидией Кузьминичной, которая тоже носила фамилию Коровиных, сыграли свадьбу. Воспитали сына.

Фото: Николай Иванович Коровин с женой Лидией Кузьминичной и сыном Сергеем 

С 1979 года поступил на работу в Омский сельскохозяйственный институт имени С.М. Кирова и проработал 15 лет до 1994 года. С 1994 по 2012 год работал в школе учителем истории.

Коровин Н.И. принимает экзамен по истории КПСС у студентов гидрофака.

После ухода на заслуженный отдых Николай Иванович не перестал заниматься просветительской работой. Недавно принимал активное участие в праздновании 100-летия Комсомола, юбилея родного вуза.

Материал подготовил член волонтерского отряда «Память» Омского ГАУ Самат Муканов.





Возврат к списку