Этот сайт использует cookie. Чтобы узнать больше об их использовании, нажмите здесь.

Принять и закрыть

Омский государственный
аграрный университет
имени П.А. Столыпина

История мотопробега студентов по городам Сибири и Урала 11.01.2018

История мотопробега студентов по городам Сибири и Урала

Я держу в руках фотографии, которым практически 60 лет. На них изображены молодые студенты сельхозинститута во время  мотопробега в год Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта. Сегодня это уже история.  Александр Васильевич помнит все, как будто это было вчера. И я с удовольствием слушаю его рассказ о том далеком событии, которым жили студенты 3 курса факультета механизации и электрификации ОмСХИ им. С.М. Кирова.

 Н.Н. Пельц, доцент кафедры зоотехнии Омского ГАУ

Александра Васильевича я знаю с детства. Тогда он для меня был дядя Саша, и они вместе с тётей Алей часто приезжали в гости к моим дедушке с бабушкой. Бабушкин дом наполнялся ароматами пирогов,разных вкусностей и праздничным настроением, потому что приехала с семьёй племянница, дочь брата, погибшего на фронте. Они приезжали на праздники и семейные даты, но для меня эти события всегда имели общее название - «омичи приехали». Это означало, что будут интересные рассказы о работе, поездках,  путешествиях и  обязательно семейная  фотосессия. Но самое интересное ожидало всех вечером -  мы натягивали простынь, выключали свет и смотрели фото-слайды. Мы радовались новым снимкам и пересматривали старые, мысленно возвращаясь к приятным событиям жизни.

Александр Васильевич замечательный рассказчик, а его увлечение фотографией -  это ещё и много разных историй в кадрах. Одна из этих историй  - это история о мотопробеге, который был совершён студентами ОмСХИ им. С.М. Кирова в 1960 г.  От себя  хочется добавить «геройском мотопробеге»,  а всё нижеследующее  от первоисточника  – Чусова Александра Васильевича,  бывшего тогда студентом  3 курса факультета механизации и электрификации сельского хозяйства.

«В тот год мы с друзьями однокурсниками стали разрядниками по фигурному вождению мотоциклов.  Поэтому идея мотопробега в год Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта была для нас вполне естественной. Наша инициатива была поддержана комитетом комсомола  и директором института Токаревым Даниилом Михайловичем. Он за поддержкой обратился к кафедрам. По одному мотоциклу дали кафедры тракторов – для  Колчанова  Василия, с.-х. машин – для Травина Альберта и кафедра военной подготовки – для Вакенгута Романа. Ещё один мотоцикл мы купили в складчину -  на нём мотопробег предстояло совершить мне. Собственный  мотоцикл   был только у отца Кунцмана Фёдора, зато мотоцикл  был с люлькой, в которую  мы погрузили всё своё снаряжение, включая запчасти. У Фёдора был мотоцикл «Урал»,  у остальных – лёгкие дорожные одноместные мотоциклы   производства Ковровского завода им. Дягтерёва серии  К (К-55, К-125), называемые тогда в народе «Козлами».

image005.jpg

Проложить  маршрут мотопробега по городам Сибири и Урала нам посоветовал председатель областного клуба туристов Артур Стёпкин.  Он же дал нам карты и посоветовал маршрут закольцевать, чтобы мы получили больше интересных впечатлений от путешествия. Так сложился наш маршрут Омск – Тюмень - Свердловск (Екатеринбург) – Челябинск - Курган-Омск общей протяжённостью 3000 км. 

Руководителем группы определили А. Травина, так как он был самым старшим из нас, уже отслужившим в армии. Областной комитет комсомола сообщил своим коллегам в городах следования, чтобы они нас ждали и содействовали в случае необходимости.  Кафедра военной подготовки экипировала нас танковыми шлемами и комбинезонами, а  мы нашили на них самодельные эмблемы ОмСХИ  и 21 июня после торжественных проводов от главного корпуса института отправились в своё путешествие. Я думаю,  будет лишним  подробно описывать условия нашего 30-дневного пробега.  Но сегодня, наверное, это сложно представить. У нас не было телефонной связи,  мы тогда не знали, что такое непромокаемая одежда,  ночевали часто в палатке, подстелив под себя свои куртки-ватники. Мы сами устраняли поломки, которые случались в пути и придумывали варианты безопасного движения. Дороги были грунтовые, а где и вовсе бездорожье,  что создавало немало  трудностей после дождей, которые в тот месяц поливали нас нередко. На пути следования в деревнях люди встречали нас по-разному: одни радушно нас угощали и помогали разместиться, другие бдительно осторожничали, так как накануне в Свердловской области был сбит шпионский самолёт Фрэнсиса Пауэрса. Но мы тогда всё, что с нами происходило, воспринимали как интересные события нашей  юношеской жизни.

В Тюмень мы приехали накануне Дня Молодёжи. В Обкоме Комсомола нам предложили поучаствовать в празднике, который проходил на стадионе. Наша колонна была представлена как мотоциклисты – спортсмены Омского сельскохозяйственного институту им. С.М. Кирова и мы под овации проехали вдоль всех трибун.

А дальше нас ждал Урал. Он, конечно, поражал нас своей красотой и величием, но и  требовал от нас соблюдения правил безопасного поведения.  Здесь по пути встречалось много горных речушек, которые приходилось переходить вброд или через переправы.

image007.jpg

Большое впечатление на нас произвело посещение строящейся в те годы Белоярской атомной электростанции по приглашению Свердловского обкома комсомола.  Она в то время была объявлена Всесоюзной комсомольской стройкой. Нас – технарей впечатлила новизна и мощь проектных и инженерных решений.

В Челябинске мы пробыли несколько дней.  Побывали  в институте механизации и электрификации (ЧИМиЭ),  на  знаменитом  тракторном заводе (ЧТЗ), увидели, как проходит  испытание  тракторов и их обкатка.  Дальше устроили себе культурный отдых  - сходили в кинотеатр на  американские фильмы: «Римские каникулы» и  замечательную музыкальную «Рапсодию».  Посещение фильмов на нас, уставших и наглотавшихся пыли, произвело не меньше впечатление, чем посещение  производственных объектов.

На въезде в г. Кургане нас встретила группа мотоциклистов. Помню, как они удивились, что мы проделали уже такой путь на неприспособленных к этому  мотоциклах, которые при этом остаются в нормальном техническом состоянии.

Перед Петропавловском мы заехали в с. Петухово, где проходил сельский праздник в честь начала сенокоса. Нам предложили поучаствовать в мероприятии, мы охотно согласились. Для выступления мы соорудили из досок трамплин, устроили змейки и провели показательное выступание фигурного вождения мотоциклов. Мальчишки с восторгом за этим наблюдали, а потом радостно примеряли на себя наши шлемы и охотно в них фотографировались. (есть фото)

Впереди нас ждал родной Омск, но доехать  до него последние сотни километров было не так просто. Омская земля встретила дождём, и Москаленкские размокшие солончаки нам, уставшим и промокшим,  оказались уже непосильными. Оставив мотоциклы в Москаленках  у сторожа СПТУ, в Омск мы поехали на последней электричке. Уставшие мы  зашли в первый вагон, и машинист, увидев нас промокших до нитки с тяжёлыми рюкзаками за плечами (наша люлька вместе с мотоциклом и Фёдором Кунцманом остались в его родном Петропавловске), включил в вагоне электроотопление, чтобы мы смогли хоть немного обогреться.

За мотоциклами мы вернулись уже без рюкзаков на следующий день и к вечеру добрались в Омск. Наш мотопробег удачно завершился. Мотоциклы в сохранности  вернули на кафедры.  У нас  остались  знакомства с будущими коллегами, местными жителями со своим колоритом и бесценный опыт, который  мы получили в поездке».

Слушая рассказ, я удивлялась свежести не только воспоминаний о событиях, но и пережитых эмоций. Их удалось донести до нас через десятилетия.  Мы, как в детстве, с удовольствием рассматривали фотографии и ощущали тепло костра, аромат уральской тайги, гул роя комаров, журчание холодных горных речушек. Теперь вместе с нами в удивительную историю в фотографиях было вовлечено ещё одно поколение – поколение наших детей.




Возврат к списку