Этот сайт использует cookie. Чтобы узнать больше об их использовании, нажмите здесь.

Принять и закрыть

Омский государственный
аграрный университет
имени П.А. Столыпина

04.05.2018

Брюханова Валентина Устиновна

Уважаемые друзья! Вам предоставляется уникальная возможность познакомиться с человеком, жизнь и судьба которой связана с ОмСХИ-ОмГАУ – Валентиной Устиновной Брюхановой. С какой теплотой она вспоминает о преподавателях вуза, студентах, с которыми училась и продолжает поддерживать связь и сегодня. Удивительно неравнодушный человек!
Брюханова (Гребенникова) Валентина Устиновна

Брюханова (Гребенникова) Валентина Устиновна (выпускница 1963 года)

Судьбе было угодно, чтобы я более 55 лет в разных ипостасях участвовала в жизни ОмСХИ – ОмГАУ. Мою дорогу в Омский СХИ не назовёшь прямой. Я подавала документы за компанию с соседом в машиностроительный институт. Не хватило одного балла. Отец посоветовал пойти на геодезическое отделение землеустроительного факультета ОмСХИ. О вузе я знала не понаслышке, т.к. отец окончил в 1939 г. зоотехнический факультет. Он мотивировал тем, что в школе я увлекалась астрономией, а этот предмет есть в программе подготовки инженера – геодезиста. 

Студентка (1958 – 1963 гг.).

В 1958 г. на специальность был недобор. В нашей 12-й группе оказалось 6 «кандидатов». После 1-й сессии был отсев. Мы все успешно сдали экзамены, стали полноправными студентами. Интересно то, что никто из нас не разочаровался в специальности и посвятил ей всю свою производственную деятельность.

На курсе было две группы геодезистов (мужская и смешанная) и две группы землеустроителей (мужская и смешанная). Наша дружба началась на уборке урожая. Курс послали работать на зерноток с. Романтеевка. Жили в деревянном 2-х этажном здании. Сами топили печь, спали на 2-х ярусных нарах. Работали в 2 смены. У девчат почему-то быстро заканчивались деньги, и нас выручали ребята, которые ещё где-то подрабатывали. Иногда варили общую похлёбку из гуся, привлеченного дармовым зерном и попавшего под машину. 

Допиро Е.Б.Приезжие сокурсники все получили места в общежитии №8. И городские, я в том числе, были там частыми гостями. Жизнь была очень насыщенной. Уходила из дома в 8 ч., а возвращалась в 21 ч. Я и мои подруги Люба Бубнова и Эльза Политаева, жившие в общежитии, после занятий старались выполнить домашние задания в спец. аудиториях вуза. Но были случаи, когда я привозила в общежитие раскладушку, и мы ночами делали курсовой проект, «трещали» на арифмометрах. «Подселялась» в общежитие и во время летней учебной практики, т.к. полевые геодезические работы возможно выполнять когда солнышко не в зените. Выходили в 5-6 часов утра, с 12 до 15 ч. отдыхали, купались, потом опять за работу. Мы очень признательны нашим кураторам, которые помогали нам адаптироваться в студенческой жизни. Это преподаватель физики Е.А.Киреева, преподаватель геодезии С.И.Фёдоров и зам. декана Е.Б.Беднова (Допиро) (на фото слева).

Большой след в душе оставили Г.Г. Макаровский, М.А.Канивец, К.К. Берг, Л.С.Чернухин, М.А.Платоненко, В.И. Артемьев, А.А. Косаченко, В.Н. Типухин и др. В те годы уделялось большое внимание практической подготовке. Начиная со 2 курса, мы выезжали на производственную практику. В 1960 г. я попала в состав изыскательской партии, состоящей из 10 студентов нашей группы, которая выполняла топографическую съёмку с. Азово под руководством М.Е.Седышева. Мы получили опыт самостоятельного выполнения работ, взаимоотношений в рабочем коллективе.

Студенческая жизнь – это огромное поле проявления себя в общественной жизни. Нашему курсу повезло в том, что над нами сразу взял шефство 5 курс. Благодаря А.Мокрых и И. Преженцову я участвовала в эстафетах на приз газеты «Кировец», бегала за вуз. Е. Пученко привлёк нас в хор земфака, которым руководила преподаватель физики Гордеева Н.Г. Пять лет я пела у неё в вокальном ансамбле. Я благодарна Нине Геронтьевне за то, что она многим студентам привила любовь к классической музыке. Её часто можно было видеть спешащую в красный уголок какого-нибудь общежития с проигрывателем в руках на беседу о любимом композиторе. Мы ходили на все спектакли Народного театра ОмСХИ, руководимого Ю. Шушковским. В нём играло несколько земфаковцев, в т.ч. мой сокурсник М. Крапивнер. В 1959 г. студентка агрофака Т.Гусева организовала туристическую секцию. Её костяк составили студенты земфака, гидрофака и молпрома. С этого времени все зимние каникулы мы проводили в лыжных походах по Омской области, выезжали на Урал. Нас не пугал мороз, ночёвка на соломе в каком-нибудь сельском клубе. Мы рассказывали о нашем институте, давали небольшой концерт под гитару, наслаждались красотой тайги, дышали свежим воздухом. Занимались и более серьёзными делами. Я была профоргом группы и входила в оргбюро СНО вуза. Годы учёбы пролетели мгновенно. Защита диплома. Выбрала местом работы г. Алма-Ату.

image003.jpg  image004.jpg

image005.jpg  image006.jpg

Молодой специалист (1963-1966 гг.)

Город Алма-Ата. Средне-Азиатское аэрофотогеодезическое предприятие на 3 года стало местом отдачи того, чему учили в вузе, и получения практических навыков, новых знаний. На предприятии работали выпускники нашего земфака, Московского института землеустройства и МГУ разных лет. Коллектив тепло принял четырех молодых специалистов. Нас с подругой И. Коваленко направили инженерами в фотограмметрический цех. Стала поступать новая техника, новые технологии, которые надо было осваивать и внедрять. Двух человек (супругов) направили в отдел, выполняющий полевые работы. Стояла задача обновления планово-картографических материалов в зонах интенсивного земледелия Средней Азии по аэрофотоснимкам. Работы было много, приборов недостаточно, иногда вводили третью смену. Приходилось замещать бригадира. 

Мы были молоды и активно включились в общественную жизнь. Я была избрана секретарём комсомольского бюро предприятия, работала пионервожатой в 7 классе подшефной школы. Мы проводили вечера для работников и утренники для детей, посещали занятия вечернего университета культуры, зимой в выходные дни выезжали в горы кататься на лыжах, а в тёплое время года совершали пешие экскурсии с инструкторами городского турбюро по красивейшим местам г. Алма-Ата и предгорий Заилийского Алатау. Чтобы ближе познакомиться со Средней Азией, летом 1966 г. мы с подругой уговорили начальство цеха отпустить нас на полевые работы в экспедицию. С апреля по сентябрь выполняли дешифрирование аэрофотоснимков на границе Узбекистана и Казахстана, в Киргизии. После сдачи работы по объекту я приняла решение вернуться домой. Опыт работы на предприятии оказался для меня бесценным, т.к. мне пришлось позднее обучать студентов выполнению фотограмметрических работ.

Педагогическая деятельность (1966-2011 гг.)

В августе 1966 г. я вернулась в г.Омск и устроилась работать топографом в Омский ТИСИЗ. Через два месяца мне предложили перевод на кафедру геодезии ОмСХИ. Это был период обновления кадров в вузе. На кафедре уже работала моя подруга Л.Бубнова. Вскоре к нам присоединился М.Крапивнер. Таким образом, на кафедре оказался треугольник нашей 12 группы – староста, профорг и комсорг. Первое время было страшновато выходить к студентам. Мы привыкли, что преподаватель – это человек почтенного возраста, опытный, солидный. Моими первыми студентами была 11 гр. гидрофака, в которой было много рабфаковцев, армейцев, почти моих ровесников. Несколько лет спустя, один из них спросил - «Валентина Устиновна! Вам наверно уже не так интересно работать, привыкли ко всему? Я помню, как Вы волновались, бледнели и краснели».

Мои сокурсники через несколько лет ушли на производство, а я задержалась. Три года преподавала геодезию и топографическое черчение, а учебный 1969-1970 г. начала в должности ассистента кафедры аэрофотогеодезии. Я была счастлива, что буду работать под руководством М.А. Платоненко и преподавать те дисциплины, с которыми была связана моя дипломная работа и производственная деятельность. Михаила Андреевича отличала высокая эрудиция, остроумие, потребность познавать и осваивать новое. Мы на лекциях его заслушивались. С.Т. Аширбакиева, ныне редактор газеты «Моя земля», вспоминает, что на его лекциях она вела 2 тетради: в одной писала лекцию по фотограмметрии, а в другой его изречения, байки. Он не боялся доверять молодым преподавателям, стимулировал нашу работу постановкой новых задач. Назначал мне дипломников, стал привлекать к написанию методических материалов, чтению пробных лекций, к исследованиям по изучению эрозии почв по материалам аэрофотосъёмки. Эту работу я выполняла в содружестве с ним и Я.Р. Рейнгардом, доцентом кафедры почвоведения. По материалам научных исследований опубликованы три статьи в сборниках ОмСХИ. Когда в г. Омске появились курсы по АСУ, направил меня на них. Там я познакомилась ещё с одним курсантом - директором Западно-Сибирского предприятия «Сельхозаэрофотосъёмка» Ю.К.Очаговым, с которым на многие годы сложились дружественные отношения, способствующие взаимосвязи кафедры с производством. Руководители курсов сначала отнеслись скептически к «сельхозникам», т.к. основной контингент был представлен инженерно-техническими работниками промышленных и транспортных предприятий. 

В 1979 г. после прохождения курсов повышения квалификации в Московском институте геодезии, картографии и аэрофотосъёмки я была избрана на должность старшего преподавателя. 

image012.jpgКак ведущий преподаватель фотограмметрии для специальностей по направлению землеустройство и земельный кадастр и аэрокосмические методы в лесном хозяйстве (направление подготовки - Лесное дело), по дисциплинам экономического цикла для специальности - Прикладная геодезия, старалась обеспечить своевременное издание учебно-методической литературы, постоянно корректируя учебные программы, содержание лекций, тематику лабораторных и практических работ в соответствии с научно-техническим прогрессом и потребностями геодезического и землеустроительного производства. Издано 23 методических указания и учебное пособие, подготовлены для студентов очной и заочной форм обучения около 10 электронных вариантов программ, справочных материалов, методических указаний и конспектов лекций, презентаций.

Участвовала в организационной, методической и научно-методической деятельности факультета и вуза. Дважды исполняла обязанности заведующего кафедрой аэрофотогеодезии (1984-1989, 1995-1998 гг.) , ответственного секретаря приёмной комиссии ОмСХИ, члена научно-методического Совета ОмСХИ, председателя методической комиссии по специальности Прикладная геодезия, секретаря редакционных коллегий по изданию научных трудов ОмСХИ по геодезии и Омского отделения Астрономо-Геодезического общества.

Важной составляющей работы в вузе является воспитательной работа со студентами. Я всегда видела в студенте личность и считала, что мы равноправные участники процесса обучения, каждый из нас должен получать удовлетворение от общения в процессе занятий и общественной работы. На долгие годы сохранилась дружба со студентами, с которыми была на уборочной в с. Красноярка Шербакульского района. Мне повезло быть куратором лучших групп со старостами А. Назаровым и Р. Шаяповым.

image007.jpg  image008.jpg

image009.jpg  image010.jpg

А сколько на земфаке было творческих студентов – поэтов, чтецов, танцоров, певцов, музыкантов! В 1960-1980 годы все студенты Сибаки старались попасть на отчётные концерты земфака. Более 20 лет я была причастна к организации художественной самодеятельности на факультете в должности заместителя декана по ФОП (факультет общественных профессий). Не один десяток выпускников вместе с дипломом по специальности получил диплом руководителя драмкружка, танцевального коллектива, вокалиста, фотокорреспондента, журналиста, инструктора по спорту, библиотекаря, лектора или художника-оформителя. За годы учёбы и работы мне пришлось контактировать с артистами и организаторами. Особенно хочется отметить личный вклад деканов М.А. Канивца, Н.Н. Михайлова, ответственных от партбюро М.Я. Вдовиной, Н.Л. Борисова, преподавателей Е.С. Пученко, Н.Г. Гордеевой, И.Р. Бикашева, Б.В. Зарайского, А. Н. Чернеги, А.С.Вахрамеева, С.П. Савосюк, студентов С. Афанасьевой, Г. Дюпиро, Е. Руденко, М. Скарбс и др. На земфаке была традиция – на первом комсомольском собрании факультета студенты 1 курс давали концерт, из участников которого отбирались лучшие номера на институтский конкурс «Алло, мы ищем таланты!». 

image011.jpg В 1967 г. был организован академический хор преподавателей и сотрудников ОмСХИ. Я пою в этом хоре со дня его создания.

Член Совета ветеранов университета (2011 – 2016 гг.) 

В августе 2011 г. я вышла на заслуженный отдых, а в октябре на конференции ветеранов - пенсионеров ОмГАУ меня избрали членом Совета ветеранов. Я представляла в Совете свой факультет и исполняла обязанности заместителя председателя. Одной из основных задач стало создание и своевременное обновление электронной базы документов, контакт с наиболее нуждающимися в поддержке ветеранами. Мы работали под руководством проректора по воспитательной работе и социальной поддержке обучающихся Ж.К. Шмидт и начальника отдела И.В. Затолокиной. Уделяли внимание патриотическому воспитанию студентов, поздравлению ветеранов со знаменательными праздниками в их жизни, вовлечению их в общественную жизнь университета, повышению их компьютерной грамотности. Наш вуз стал первым, кто в 2014 г. организовал компьютерные курсы для пенсионеров с привлечением студентов – волонтёров. Около 50 пенсионеров получили сертификаты об окончании курсов. Студенты – волонтёры, возглавляемые О.В. Демидовой, оказывали помощь ветеранам в хозяйственных работах, помогали развозить подарки участникам ВОВ, труженикам тыла и вдовам, доставлять ветеранов на митинги и торжественные мероприятия. Большую работу с ветеранами проводила председатель клуба «Ветеран», созданного при музее истории ОмСХИ-ОмГАУ, Р.Д. Зубарева.

image013.jpg

Р.S. В настоящее время я рядовой член ветеранской организации Омского ГАУ и своего факультета. Выполняю отдельные поручения. Являюсь старостой Народного академического хора ветеранов ОмГАУ. В любой работе придерживаюсь принципа – работать надо со всеми, с кем тебя свели обстоятельства, и уважать взгляды других, а основным качеством - обязательность. Я глубоко признательна судьбе за то, что мне нравилась моя работа, по жизни очень везло с коллективами, членом которых пришлось состоять.




Возврат к списку