Этот сайт использует cookie. Чтобы узнать больше об их использовании, нажмите здесь.

Принять и закрыть

Омский государственный
аграрный университет
имени П.А. Столыпина

Судьбы, связанные с Омским ГАУ

100 лет со дня рождения Нёни Абрамовича Циринского 05.11.2022

100 лет со дня рождения Нёни Абрамовича Циринского

1922-1995
доцент, кандидат технических наук Омского сельскохозяйственного института имени С.М. Кирова,

5 ноября 2022 года исполнилось 100 лет со дня рождения Нёни Абрамовича Циринского.

Выпускники сельскохозяйственного института имени С.М. Кирова хорошо помнят этого замечательного Педагога, Человека, Учителя. Сегодня мы публикуем воспоминания Ларисы Евгеньевны Цывиной об этом удивительном человеке.

Мой учитель

В 1976 г. я подавала документы на конкурс на должность ассистента кафедры начертательной геометрии, и когда пришла на собеседование в первый раз увидела Нёню Абрамовича Циринского. Он очень внимательно изучил мои документы, потом долго и обстоятельно расспрашивал не только о моём образовании и опыте работы конструктором на заводе, но и о семье, что в те далёкие времена было довольно необычно.

Во время нашей беседы рядом с ним за столом сидела преподаватель Надежда Ивановна Кошкарова. Когда я уходила, он слегка приподнялся, прощаясь, и я ничего не заметила и, встретив его позже на костылях, очень удивилась. Позже Надежда Ивановна рассказала мне о его партизанском прошлом в Белоруссии, ранениях в окопах, потерю ноги и слуха. И меня до сих пор поражает, как, пройдя через такие жизненные испытания, потеряв на войне всех родных и перенеся 17 (!) операций, он не сломался и не отчаялся. Оказавшись инвалидом в далёком от Белоруссии городе Омске, Нёня успешно окончил институт, защитил кандидатскую диссертацию, нашёл свою дорогую половинку – Евдокию Степановну ( Дусю, как он её звал) и воспитал дочь и сына.

Третьим его детищем и делом всей жизни была кафедра. Циринский был непревзойдённым методистом. Для преподавателей были написаны краткие и четкие планы проведения лабораторных занятий, изданы методические указания по ключевым темам инженерной графики. Под его руководством были разработаны многовариантные карты входного контроля знаний студентов по всем темам начертательной геометрии. И каждое лабораторное занятие начиналось с контроля готовности. Причём, ответы на вопросы были не выборочными «угадайками», а конструируемыми – студент должен был начертить решение той или задачи. Для 150 студентов мехфака было разработано 150 вариантов индивидуальных заданий для выполнения графических работ! То же и для других специальностей с учетом их специфики. Два больших шкафа на кафедре были заполнены картами рубежного контроля по всем темам начертательной геометрии и инженерной графики.

Под руководством Циринского были составлены рабочие тетради по начертательной геометрии для четырёх инженерных специальностей. В разразработке участвовали все преподаватели кафедры. Чертежи задач чертили тушью на кальке, много раз проверяли решение, оставляя достаточно места для построений. Многократно редактировали условие. Таких задачников не было ни у одного технического вуза города. И, конечно, организовать издание этих тетрадей было под силу только Нёне Абрамовичу.

Каждый год в конце первого семестра организовывалась олимпиада по начертательной геометрии. Нёня Абрамович сам составлял пять задач. Причем две, как он говорил, должны решить все, а одну, особо трудную, практически никто. И, несмотря на то, что олимпиада проводилась в единственный выходной день, а явка была добровольной, обычно приходило от 80 до 90 процентов студентов. Приманкой был экзамен-автомат по начертательной геометрии! Мы с большим трудом рассаживали всех в чертёжных залах кафедры. Для оценки решений были разработаны критерии, позволющие оценить не только итог, но и правильное логическое направление.

Из победителей внутренней олимпиады составлялась команда для участия в городской олимпиаде. С этими студентами проводили индивидуальные тренинги. И каждый год мы выставляли по две команды и неизменно занимали первые места. В конце 80-х переходящий кубок победителя городских олимпиад было решено оставить навечно в ОмСХИ!

На фото: Завкафедрой начертательной геометрии Н.А. Циринский и преподаватель Н.И. Кошкарова с командой ОмСХИ – победителем олимпиады по начертательной геометрии, 1960-е годы

Все преподаватели кафедры вели под руководством Циринского научно-педагогические исследования, и каждый год проводились научно-методические конференции, на которые приглашались преподаватели из других вузов. Он добивался проведения повышения квалификации своих преподавателей в ведущих вузах страны.

Нёня Абрамович всегда находил общее для кафедры дело, например, мы ходили по кафедрам факультета и составляли схемы связи с нашей дисциплиной. И многие доценты удивлялись, как много в их курсах используется понятий из геометрии. Он был очень требовательным, много работал сам, и нас, преподавателей, загружал работой по полной. Помню к нам на кафедру пришла преподаватель из политеха, и с удивлением говорит: «A мы составляем индивидуальный план работ не на пятилетку, а на один год».

Нёня Абрамович очень внимательно относился к воспитанию молодых преподавателей. По нашей дисциплине группа студентов делилась на две подгруппы, и занятия велись двумя преподавателями в одной аудитории. Первые два года я работала с ним в паре. Я видела, как он общается со своими студентами, разбирает их чертежи. Всегда очень доброжелательно, даже поругивал как-то весело. Студенты это ценили. И его оценки были очень объективны. Мне, особенно в первое время, было трудно поставить студенту отметку. И Нёня Абрамович с лёгким польским акцентом говорил: «Ларысочка, если сомневаетесь, что поставить, три или четыре, четыре или пять - всегда ставьте в высшую сторону». Кстати, сам ставил двойки щедро, но справедливо.

Никогда не вмешивался в мою работу со студентами, но всегда помогал в подготовке к занятиям. Как молодой преподаватель я посетила и законспектировала все его лекции по начертательной геометрии. Им был организован для студентов показ лекций ведущих преподавателей страны в кинозале института. И по моему глубокому убеждению лекции Нёни Абрамовича были одними из лучших.
По черчению лекций не было, но в начале изучения каждой темы преподаватели в своих группах по очереди проводили пояснительные чтения, излагая теоретический материал, приводя примеры и рассказывая содержание предстоящей графической работы. За два года работы с Нёней Абрамовичем я провела все пояснения! Причём в начале мы с ним обсуждали, как представить тему, на чём сделать акцент, какие использовать плакаты и слайды. Слайды для графопроектора делались самостоятельно. Конспект к пояснениям тоже был обязателен. Нёня Абрамович рассказывал, как он готовился, будучи начинающим преподавателем – закрывался в аудитории и проводил полностью занятие с секундомером!

Наконец, после долгой подготовки, я начинала занятие. Нёня Абрамович, бодро цокая костылями, бежал по проходу и садился за первый стол. С доброжелательной улыбкой и искренним интересом, как будто он слышит это первый раз, конспектировал все моё пояснение. Самое интересное начиналось после занятия. Разбирал всё по косточкам: сначала очень хвалил, говорил, что особенно хорошо, отмечал чёткость речи (он мне, кстати, и поставил «преподавательский голос»). Ну, а потом, с такой же доброжелательной улыбкой, указывал на недостатки: что не так, что упустила, что следовало бы добавить. Особенно доставалось за примеры из учебника! Доводы, что там лучшие примеры, не помогали: «Ларысочка, должно быть что-то своё!». Вот это «что-то своё», я запомнила на всю жизнь, и не только в учебном процессе.

На фото: кандидат наук, доцент Н.А. Циринский и ассистент Л.Е. Цывина

Нёня Абрамович планировал три-четыре раза в год рецензирование работ студентов. Один преподаватель представлял работы своих студентов, с оценками «три», «четыре» и «пять». Второй преподаватель составлял рецензию и докладывал на заседании. Чертежи раскладывались на большом столе, и мы все обсуждали качество работ, упущенные ошибки, справедливость оценки. Всё происходило по-деловому, без обид, даже весело. Это было настоящим повышением квалификации!

Большое внимание Нёня Абрамович уделял внешнему виду аудиторий и коридоров кафедры. В аудиториях висели плакаты большого размера, многие были изготовлены преподавателями кафедры. Плакаты поменьше, рассортированные по темам, стояли в корзинах. Это было удобно для самоподготовки студентов.

Помню, решено было сделать вывеску - название кафедры, но такую, чтобы она отражала «геометрическую суть» кафедры. Нёня Абрамович организовал семинар и пригласил одного из ведущих геометров города доцента политехнического института Иванова В.Н. Мы прослушали лекцию, как постоить развертку буквы из бумаги, без срезов, а затем свернуть, как бы сейчас сказали, 3D-модель. Все буквы в длинном названии кафедры распределили по преподавателям, делали сначала развертку из простого ватмана, потом Нёня Абрамович выдал дорогой немецкий рулонный (где только он его достал!) и мы вырезали и склеили все буквы. Потом их покрасили бронзовой краской. Эта тяжёлая объёмная «металлическая» вывеска украшала вход на кафедру многие годы. 

Забота о кафедре проявлялась даже в мелочах: ну, кто ещё из отпуска в Прибалтике мог привезти два ящика «пилёного», не прессованного мела! Ведь это необходимо для качественных чертежей в аудитории. Нам выдавал по кусочку, а после занятий мы приносили остаток на кафедру!

Нёня Абрамович был не просто замечательным преподавателем, организатором, ученым – он был Учителем по жизни. Конечно, в одной статье невозможно описать все грани этого, без преувеличения, выдающегося человека. Просто с годами понимаешь, как повезло жить и работать рядом с такой личностью. Я очень благодарна моему Учителю!

Цывина Лариса Евгеньевна, 
старший преподаватель кафедры начертательной геометрии и инженерной графики ОмСХИ им. С.М. Кирова



Возврат к списку