Этот сайт использует cookie. Чтобы узнать больше об их использовании, нажмите здесь.

Принять и закрыть

Размер шрифта:

А А А

Цветовая схема:

А А А

Омский государственный
аграрный университет
имени П.А. Столыпина

Судьбы, связанные с Омским ГАУ

Детство, опаленное войной. Александр Андреевич Самборский 25.12.2018

Детство, опаленное войной. Александр Андреевич Самборский

кандидат наук, доцент
кафедры общего земледелия

Я, Самборский Александр Андреевич, родился 1 января 1937 года в семье переселенцев с Украины, прибывшей в Сибирь в период поведения в стране земельной реформы П.А. Столыпиным. Мама родилась в 1911 году в Днепропетровской области, отец в 1909 году в Киевской области Обуховского района, Обуховского сельского совета. Был призван в ряды Красной Армии Черлакским РВК 16 декабря 1941 года. Начальную военную подготовку проходил в с. Черёмушки, вблизи от города Омска. 

На фото: мой отец Самборский Андрей Алексеевич. Во время начальной военной подготовки в селе Черёмушки Омской области (1941 год).

Участвовал в боях под Сталинградом - это его последнее место службы, воинское звание – рядовой, орудийный номер 826 АП 282 СД (из Книги памяти, том 10). Умер в июле 1943 года от ран, полученных в бою при освобождении от немецко-фашистских захватчиков территории Ленинградской области, граничащей с Новгородской областью. Похоронен на братском кладбище вблизи деревни Ольхи Ленинградской области (из извещения, выданного Черлакским РВК). 


На фото: извещение о смерти отца

В год 65-летней даты окончания Великой Отечественной войны я побывал на воинском захоронении, отдал дань памяти отцу и погибшим в этом месте воинам. Сейчас это воинское захоронение находится в Полавском сельском поселении (поселок Пола, Парфинского района Новгородской области), так как часть приграничной территории Ленинградской области в послевоенные годы была включена в границы Новгородской области. В этом краю много воинских захоронений, здесь происходили ожесточенные бои с врагом.


На фото: наши родоначальники: Макаренко Кузьма Семенович (дедушка), Макаренко Татьяна (бабушка)

До начала и после войны мы жили большой и дружной семьей.

Мой дедушка, Макаренко Кузьма Семенович, ушел из жизни в мае 1945 года, славился умением изготавливать деревянную посуду - чашки, ложки, поварёшки и другие изделия.

Бабушка - Макаренко Татьяна (отчество не помню). Не стало ее где-то через два года после смерти дедушки. Была слепая по причине ушиба головы, поэтому помогать по домашнему хозяйству не могла, а нам все время напоминала, что и когда надо делать.

На фото: мои родители в довоенные годы. Самборские Андрей Алексеевич и Анисия Кузьминична.

Мама – Самборская Анисия Кузьминична (с нами её нет уже около 40 лет). Работала в колхозе на разных работах: на животноводческой ферме, полевых работах в периоды заготовки сена, уборки урожая, зерновом току. Зимой подвозила сено и солому на быках на ферму и другие работы. Была очень ответственным, трудолюбивым и порядочным человеком. В год зарабатывала по 300 и более трудодней (тогда 1 день работы приравнивался к 1 трудодню). Выходных дней в годы войны не было. При крайней необходимости надо было отпроситься у бригадира или председателя колхоза.

Отец Самборский Андрей Алексеевич до призыва на фронт работал трактористом в колхозе «Красный колос» (д. Володаровка). Был прекрасным мастером по изготовлению из кожи разной обуви (сапог, ботинок и др.). Делал это без единого металлического гвоздя (их тогда практически не было), а использовал деревянные гвозди из сухих березовых колец (плашек). Помню в углу комнаты стоял сундучок полный различных сапожных инструментов.

Сестра Катя родилась в 1934 году. Сейчас живет в Казахстане в г. Костанай. Окончила 4 класса и сразу пошла работать, чтобы помочь маме.

Сестра Люба, 1938 года рождения, ушла из жизни в 2010 году.

Вспоминаются сейчас отдельные эпизоды из моих трудовых будней в детстве. Мне было где-то 7-8 лет. Летом во время сенокоса я на конных граблях подгребал сено. Днем прошел небольшой дождь и продолжать работать было нельзя. Я поставил к скирде лошадь, развязал ремень седелки, а сам прилег у скирды и незаметно уснул. Вечером оказался дома, лежащим на лавке (длинная скамейка) с высокой температурой. Мама привезла из соседней деревни Бобринки фельдшера. Он осмотрел меня, дал таблетки для лечения. Так я избежал воспаления легких.

Второй случай. Во время уборки пшеницы в колхозе мама с напарницей заполняла мешки с зерном из бункера комбайна «Коммунар» (на ходу). Эти мешки бросали в короб, прицепленный сбоку комбайна, а я в коробе вытряхивал их, а пустые бросал им на деревянную площадку. Мешки были не тяжелыми, так как зерно было с зеленью сорных трав. Комбайн буксировал трактор «ЧТЗ». Как-то дышло короба от тряски воткнулось в землю и короб опрокинулся вместе с зерном и мной. Как я остался невредимым - известно только моему ангелу-хранителю.

Когда женщины сами вытряхивали мешки в коробе, мне надо было в бункере комбайна деревянной лопатой разравнивать зерно и проталкивать его в лоток при наполнении мешков. Зерно с зеленью сорных трав в бункере быстро слеживалось и самотеком в мешки не поступало. В один из вечеров, в темное время, я заснул в бункере и меня засыпало этой зерновой массой. Проснувшись, с перепугу, я начал быстро руками разгребать ее и выкарабкиваться наверх.

В военные годы не все площади зерновых культур в колхозе убирали путем скашивания травостоя с одновременным обмолотом (в хозяйстве работал всего лишь один комбайн). Часть площадей пшеницы скашивали конными лобогрейками с образованием небольших копен. После просушки копны свозили в одно место и составляли в скирды. Скирды обмолачивали комбайном в зимнее время. При таком обмолоте были потери зерна. Весной после таяния снега у скирд мы собирали это зерно с половой. Дома его просушивали, провеивали, промывали в воде, а затем поджаривали в сковороде на печке. Для нас это была самая сытная еда!

Недостаток продуктов в военные годы заставлял думать и «шевелиться», чтобы выжить. К весне и началу лета в семье зимние запасы продовольствия иссякали. Кроме сбора зерна из скирд, на картофельных полях собирали мерзлую картошку, из которой делали лепешки. Летом такие же лепешки делали из размолотых семян сорных трав щирицы и лебеды.

Летом почти единственными продуктами питания у нас были молоко, небольшие запасы картошки, полевые ягоды (клубника). Почти в каждой семье была одна корова. Но молока в достатке не хватало. Тогда был установлен такой порядок. Несколько сотен литров молока каждая семья должна была сдать в закуп (государству). Молоко носили в молокоприемный пункт в деревне почти все лето. Некоторое количество обрата разрешали брать домой.

Кроме молока в закуп надо было сдать несколько сотен яиц, а также шкуры забитых дома животных. Помнится ещё, что каждому двору давали задание по сбору золы на удобрения, но строгих требований по этому заданию как будто не было.

Наши школьные годы были несладкими. В деревне Володаровке (Нововаршавский район), где мы тогда жили, была только начальная школа (4 класса). После окончания войны окончил 4 класса, затем учился в 7-летней школе в соседнем селе Бобринка (в 3 км от нашей деревни). Занятия в школе проводились во вторую смену. Каждый день, плохо одетые и обутые, мы ходили пешком в школу и обратно.

В начале учебного года (сентябрь) с учебой дела были плохи. Мать нам не разрешала ходить в школу пока мы (я и две сестры) не выкопаем в огороде картошку. А огород был большой, где-то около 30 соток. Этой работы нам хватало на весь сентябрь. Учителя школы с пониманием относились к нам, когда после такого перерыва мы появлялись на уроках. Пробелы в знаниях по пропущенным темам приходилось восполнять вечерами и во время каникул.

Окончив 7 классов в с. Бобринка, возник вопрос, где мне продолжать учебу или прекратить её. Десятилетка была только в райцентре, селе Нововаршавка в 40 километрах. При низком материальном достатке в семье выдержать нам такую нагрузку было не под силу. Мама решила поговорить со своей родной сестрой, которая жила в совхозе «Черлакский», в 50 километрах от нас. Спросила у меня, согласен ли я учиться дальше, проживая у них. Моя тётя Даша и её муж Иван Максимович согласились принять меня в свою семью для продолжения учебы. Так я стал седьмым членом их большой семьи, занимавшей 1-комнатную квартиру в старом бараке. Здесь я окончил 8, 9 и 10 классы.

С большой благодарностью вспоминаю сейчас эту семью наших родственников и всех учителей школы совхоза. Особенно глубоко в памяти у меня остался её директор Гончаров Николай Фёдорович (преподавал в 10 классе психологию) и его слова к нам, ученикам 10 класса: «Никогда не бросайте начатое дело, всегда доводите его до конца». Эти его слова, как девиз, мне не раз помогали в трудные дни моей учебы в институте, аспирантуре, преподавательской работы в ОмСХИ-ОмГАУ, в других жизненных ситуациях. Помогли мне в последующем стать образованным человеком.

В 1955 году поступил на агрономический факультет ОмСХИ, окончил его в 1960 году. 

      
Во время учебной практики по геодезии (1956 г.). 
Звено студентов 11 группы: Анищенко В., Ведерников В.. Лавиниекс И., Мякишев И., Самборский А.
У берегов Иванов-Мыса, Тевризский район Омской области, 5.09.1955г. 2 сентября 1955 года все студенты полеводческого отделения агрофака, в т.ч. и наша 11 группа были отправлены на пароходе в колхозы Тевризского района для оказания помощи в уборке урожая. 
 
  Весна 1958 г. Обследование полей в совхозе «Сибиряк» на зараженность почвы куколками зерновой совки.
Во время месячных воинских сборов (июнь 1960 г.) в с. Черемушки. Взвод – 51 группа агрофака.  

После окончания института работал агрономом отделения №3 в совхозе «Коммунист» Черлакского района (1960-1963 гг.). на отделении был крепкий коллектив механизаторов, руководил им опытный хозяйственник Чучмарь Степан Иванович. В 1961 году на отделении вырастили высокий урожай зерновых культур. Возможно, это стало основанием того, что в 1962 году я был избран делегатом на XIV съезд ВЛКСМ. В этом же году в Областной избирательной комиссии я встретился со своим институтским учителем, профессором Кожевниковым Алексеем Романовичем. Он определил мой дальнейший путь в жизни, пригласив меня в аспирантуру (1963-1966 гг.). 

В 1969 году я защитил диссертацию, получил диплом кандидата наук (1969 г.), аттестат доцента (1977 г.). Плодотворно поработал на преподавательской работе в должности ассистента и доцента кафедры общего земледелия ОмСХИ-ОмГАУ (1966-2006 гг.), заместителем декана агрофака по заочному обучению (1974-1980 гг.). Присвоено звание «Ветеран труда».

Так я состоялся в жизни в послевоенные годы.

При формировании материала помощь оказал волонтерский отряд «Память» Омского ГАУ.




Возврат к списку