Этот сайт использует cookie. Чтобы узнать больше об их использовании, нажмите здесь.

Принять и закрыть

Омский государственный
аграрный университет
имени П.А. Столыпина

Судьбы, связанные с Омским ГАУ

07.11.2019

Детство, опаленное войной. Курьяков Иван Андреевич

image003.pngimage001.pngДоцент, кандидат экономических наук Иван Андреевич Курьяков после окончания в 1959 году Омского ветеринарного института работал главным ветеринарным врачом в совхозах «Буденновский» и им. Кирова Пресновского района Северо-Казахстанской области, на выборных должностях в комсомольских и партийных организациях Казахстана. Преподавал в Алма-Атинской высшей партийной школе, Алма-Атинском институте политологии и управления. Работал также в Министерстве экологии и биоресурсов Республики Казахстан и в Казахском научно-исследовательском институте экономики и организации агропромышленного комплекса. С 2000 по 2007 год работал доцентом кафедры экономики, организации сельскохозяйственного производства и ветеринарного дела, института ветеринарной медицины Омского государственного аграрного университета. Опубликовал более 60 научных работ. Иван Андреевич награжден тремя орденами «Знак Почета», медалями «За освоение целинных земель», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда», Почетными грамотами ЦК Компартии Казахстана и ЦК ВЛКСМ, памятными нагрудными знаками в честь 60-летия Казахской ССР и 30-летия освоения Целинных земель в Казахстане, Участник ВДНХ СССР 1967 и 1968 годов. 

Курьяков Иван Андреевич родился 15 февраля 1936 года в селе Кирово Пресновского района Северо-Казахстанской области Казахской ССР в крестьянской семье. Его отец Андрей Степанович Курьяков родился в 1913 году, работал трактористом. Он очень любил технику и хорошо в ней разбирался. Мама Ивана Андреевича рассказывала, что, когда отец был дома, а напарник на тракторе работал в поле, которое было недалеко от села, мог на слух определять какую-то неисправность в работе трактора. Если вдруг трактор останавливался и выходил из строя, папа немедленно шел на помощь своему товарищу (сменщику), несмотря на время суток. Для того, чтобы быстрее добраться до бригадного стана, папа всегда седлал своего домашнего коня – велосипед. Велосипеды в то время были далеко не у каждого. Она также рассказывала, что папа никогда не унывал и всегда создавал другим хорошее настроение. На фронт он был мобилизован в первый месяц войны, воевал рядовым телефонистом в 439 артиллерийско-минометном полку. Погиб Андрей Степанович в боях под Ленинградом около поселка Смертынь 15 февраля 1942 года в день рождения сына. 

Мама Ивана Андреевича Анна Степановна родилась в 1910 году и всю жизнь проработала в колхозе. Умерла в 2000 году, не дожив трех месяцев до своего 90-летия. Была она рачительной хозяйкой. В 1938 году был очень хороший урожай и на трудодни колхозники, а особенно механизаторы, получили большое количество зерна, которое она бережно сохранила, что помогло пережить голодные военные годы. Была она и заботливой матерью, которой удалось сохранить в годы войны живыми и здоровыми своих детей. Она научила своих детей бережливости, аккуратности, честности, а также личной ответственности и ответственному отношению к труду. 

После мобилизации Андрея Степановича в семье осталось четыре человека: его мама, супруга, сын Иван и дочь Катя 1939 года рождения. В январе 1942 года родилась дочь Люба. Единственным мужчиной в семье стал Иван, которому шел шестой год. Мама Ивана Андреевича много работала, поэтому многие обязанности легли на его плечи, как и на плечи других детей села. Дети в годы войны не по годам взрослели. 

Для нужд фронта была мобилизована практически вся сельскохозяйственная техника, которая только могла двигаться. На фронт отправлялись и лучшие рабочие лошади, которые использовались как надежная тягловая сила. В поле работали только старики, женщины и дети. Поскольку волов (кастрированных быков) в колхозе было очень мало, то под будущий урожай весной селяне пахали землю и боронили на коровах личных подворий, которые доились там же, на полевом стане. Засевали поля ручным способом с использованием лукошек. А выполняли такое ответственное дело, от исполнения которого зависели всходы и урожай зерновых культур, как правило, старики и пожилые женщины, имевшие определенный практический опыт. 

Без сельскохозяйственной техники земля перед посевом зерновых не обрабатывалась надлежащим образом, поэтому на полях очень вольготно чувствовал себя осот колючий, молочай, пырей и другая сорная растительность. Для того, чтобы избавиться от этой нечисти, учащиеся всех классов – с первого по четвертый (тогда в селе была только начальная школа), вместе и под руководством учителя принимали самое активное участие в борьбе с сорняками. «Все мы, - вспоминает Иван Андреевич, - выходили в поле на это мероприятие с огромным желанием. За проделанную работу каждый учащийся получал один стакан чистой пшеницы, которая на ручной примитивной мельнице (рушалке), имевшейся в каждой семье, перемалывалась в муку. Даже один стакан заработанной пшеницы имел огромную ценность. Мама могла сварить кашку, суп, или испечь лепёшку с картошкой». При малейшей возможности, население собирало колоски. Это удавалось делать только после уборки зерновых, как правило, или же ранней весной. Делать этого не позволялось. В каждом населённом пункте был для охраны полей специальный объездчик (смотритель). Запрещалось собирать колоски и по той причине, что в перезимовавших колосках накапливались токсины плесневых грибов фузариум, которые при поедании хлеба из муки, полученной из такого зерна, вызывали, так называемую, некротическую ангину. 

В семь лет Иван научился косить траву. У него была маленькая литовка и брусок для правки косы. В его задачу входило заготовить за лето сено для коровы и нетели, которые были в их хозяйстве. Маленькая сестра ему помогала – сгребала сено, утаптывала копну. 

Несмотря на то, что у каждого селянина были огороды и какая-то живность во дворе, с питанием было плохо, так как каждая голова крупного и мелкого рогатого скота и других животных облагалась налогом. Нужно было сдавать молоко, масло, яйца, шерсть, мясо, шкуры, овчины. Для отправки на фронт сушили картофель, шили и отправляли кисеты, заполняя их табаком, а также платочки, шерстяные носки и варежки, катаные валенки, полушубки овчинные и т. д. 

Для того, чтобы пополнить скудный рацион жители села, в основном, дети разного возраста использовали дары природы. Первые «дары» приносили грачи, которые прилетали весной раньше других птиц. Грачи селились в березовых колках колониями. На одной березе располагалось от 10 до 20 гнезд. Из их гнезд с риском для жизни добывались сначала яйца, а потом и подросшие грачата, которые тоже шли в пищу. Яиц, собранных с гнезд одной березы, хватало для питания семьи из 5 человек в течение двух дней. Позже добывались яйца других птиц – ворон, сорок, чаек и водоплавающей птицы. Все, что могло летать, бегать, прыгать и ползать, шло в пищу. Ловили петлями зайцев, находили ежиков, ловили капканами тушканчиков и сусликов, выливали из нор сусликов и хомяков. Шкурки сушили и сдавали на заготовительные пункты, а мясо съедали. Иногда Ивану удавалось поймать гнездящуюся в заброшенных сорочьих гнездах утку. Мать не разрешала ловить и есть голубей, называя их священной птицей и птицей мира. 

В военное время и первые годы послевоенного времени с нетерпением ждали весны, когда, как только сойдет снег, можно было добывать березовый сок, выкапывать корешки съедобных растений, а позже употреблять в пищу первую зелень – крапиву, дикие лук и чеснок. Лето одаривало грибами, ягодами, лекарственными растениями, которые заготавливались впрок. На огороде семья Курьяковых выращивала картофель, который считался вторым хлебом, лук, чеснок, тыкву, морковь, свеклу, горох, бобы, фасоль, огурцы и помидоры. 

Возле деревни были два озера. Одно ближнее, называлось «Капустянное». Возле него селяне выращивали капусту. Дальнее озеро называлось – «За мельницей». Оба озера выручали селян во всех отношениях: это был, прежде всего, основной и единственный источник питьевой воды. В озере люди купались. Как в этих, так и в других озерах в округе, водилось много карасей, которых все селяне ловили сетями и мордушками. Сети Иван научился вязать сам. Чтобы их связать, нужны были нитки, которых достать в то время было невозможно. Приходилось распускать на нитки какие-то старые вещи. Для грузил использовали различные металлические предметы. Научился он и ставить сети. Рыбалка иногда могла заканчиваться трагически, так как неожиданно возникала буря и волны грозили перевернуть лодку. 

В 1943 году Иван пошел в первый класс. Несмотря на трудности, школы в военное время на селе не закрывались. Не хватало учителей, было мало школьников в каждом классе, но занятия проводились. Обычно все классы объединялись в одной учебной комнате. Не было тетрадей, вместо нее использовались газеты, различные конторские документы (формы отчетности). Хорошо, если удавалось найти пергаментную бумагу – ее можно было постирать, высушить и снова использовать на занятиях. Чернила с нее смывались хорошо, так как делали их сами из печной сажи. 

Поскольку в военное время в сельских поселениях были, в основном, начальные школы, то после окончания четырех классов в 1947 году пришлось продолжить обучение уже в Семипольской семилетней школе Октябрьского района Северо–Казахстанской области. Это село было в пятнадцати километрах от родного села. Здесь проживали две сестры мамы, у которых Иван жил. В этой же школе учились все мальчики и девочки, которые также окончили ту же начальную школу в селе Кирово Пресновского района. Еженедельно в субботу после окончания занятий все вместе пешком уходили домой, чтобы принести что-нибудь из продуктов. В воскресенье все дружно возвращались назад. С 1950 по 1953 год Иван Андреевич обучался в Пресновской средней школе Пресновского района Северо-Казахстанской области. От райцентра до родного села было 50 километров, но раз в полмесяца приходилось преодолевать это расстояние пешком. 

Отец хотел, чтобы сын стал инженером-механиком, поэтому после окончания школы, Иван Андреевич решил поступать в Томский политехнический институт. На вступительном экзамене набрал проходной балл, но среди оценок была одна тройка, что и решило его дальнейшую судьбу. С тройкой стипендии не давали, а денег в семье не было. Вернулся он домой и год проработал ветеринарным санитаром в Баянской МТС Пресновского района, затем поступил в Омский ветеринарный институт. 

Окончив в 1959 году институт, И.А.Курьяков вернулся в Казахстан, где работал в родном районе главным ветеринарным врачом совхозов «Буденновский» и им. Кирова, первым секретарем Пресновского райкома комсомола, секретарем партийной организации совхоза им. Кирова. После окончания Алма-Атинской высшей партийной школы с 1969 по 1982 год работал инструктором и заместителем заведующего сельхозотделом Северо-Казахстанского обкома партии Казахстана, вторым секретарем Мамлютского райкома партии. Без отрыва от основной работы он защитил кандидатскую диссертацию и в 1982 году был приглашен на работу в Алма-Атинскую высшую партийную школу заведующим лабораторией. Здесь же преподавателем на кафедре экономики СССР, был деканом двухгодичного отделения Алма-Атинского института политологии и управления, доцентом кафедры социально-экономической политики и управления АИПиУ. В 1990 году ему присвоено ученое звание доцента. С апреля 1992 года по май 1996 года работал в Министерстве экологии и биоресурсов Республики Казахстан, старшим научным сотрудником Казахского научно-исследовательского института экономики и организации агропромышленного комплекса. 

image007.jpgВ 2000 году переехавшего из Казахстана в Омск И.А.Курьякова пригласили работать доцентом кафедры экономики, организации и ветеринарного дела в ИВМ ОмГАУ. Вернувшись в стены своего родного института, Иван Андреевич успешно влился в его коллектив. Он прекрасно вел занятия, читал лекции, а также активно участвовал во всех мероприятиях, в том числе и мероприятиях, проводимых Советом ветеранов. Поддерживает связь с институтом и после ухода на заслуженный отдых. 

Уже в зрелом возрасте Иван Андреевич ощутил тягу к литературному творчеству. Им издано несколько сборников, в основном стихов, посвященных коллегам по работе, добрым знакомым, друзьям, а также волнующим его проблемам и событиям в стране и мире, в том числе и о военном времени. 



image005.jpgimage009.jpg

Сборники произведений И.А.Курьякова. 

image011.png

Главный ветеринарный врач совхоза И.А.Курьяков (справа) с работающими в Казахстане выпускниками Омского ветеринарного института на фоне ЦК компартии Казахстана в Алма-Ате. 1960-е годы. 

image013.png

Выступление второго секретаря Мамлютского райкома компартии Казахстана И.А.Курьякова 

image015.png

Доцент Алма-Атинской высшей партийной школы И.Д.Курьяков (во втором ряду в центре) после спуска в шахту в Караганде.




Возврат к списку