Этот сайт использует cookie. Чтобы узнать больше об их использовании, нажмите здесь.

Принять и закрыть

Омский государственный
аграрный университет
имени П.А. Столыпина

Судьбы, связанные с Омским ГАУ

01.02.2019

Детство, опаленное войной. Мороз Алексей Антонович

image001.pngПовествование от первого лица о детских военных годах ведет Мороз Алексей Антонович, выпускник Омского сельскохозяйственного института имени С.М. Кирова 1957 года, ветеран труда, Заслуженный агроном РСФСР, Лауреат премии Совета Министров СССР, экс-главный агроном Омской области (1971-1996 гг.). 


Тракторное дело, МТС в моём детстве и отрочестве. 

image002.jpg

Фотография с сайта - http://omsk.bezformata.com/listnews/omskaya-pravda-v-moej-sudbe/55493893/ 

Родился я в селе Ольгино, Полтавского района, 20 декабря 1933 года. В памяти сохранились многие потрясающие будни предвоенных, военных и первых послевоенных лет. 

Моё родное село на глобусе – самая юго-западная точка России и Омской области. Далее, в 6 км – граница с Казахстаном, другой сейчас страной. Освоение этой части Сибири началось в конце XIX века переселенцами из Украины и продолжалось соответственно реформам П.А. Столыпина. Это первая волна аграрного движения, наиболее объемная и значимая во всей истории развития края. 

Неверно односторонне считать расширение России (освоение земель) в 50-е годы прошлого столетия всего лишь на 1/3. Все трудности и испытания пришлись на долю первопроходцев столыпинских времен. Далее расширение пашни осуществлялось небольшими прибавками. Прежде, здесь – нетронутая девственная черноземная степь. Край исключительно мирный. На этой земле никогда в обозримой истории не было боевых действий, никто не воевал, не наступал, не оборонялся. Царствовал мирный труд и в военные, и в другие годы. Трудовой фронт – не менее важный и судьбоносный, как и боевые кровавые атаки Великой Отечественной войны. Наше поколение – особого каления. Мы не только помним обстановку военных лет в своем селе, но являемся участниками и свидетелями этих потрясающих душу будней. Следует признать, что непосредственных свидетелей военного времени и в тылу остается все меньше и меньше. Надо спешить все сказать, написать, пополнить архивы. 

Война с фашизмом – ни с чем не сравнимая черная полоса в истории Ольгино, как и всей страны. В школе был введен урок военного дела. Мы могли своими детскими хрупкими пальчиками собирать и разбирать настоящую боевую винтовку. Военрук, вернувшийся с фронта по ранению, показывал, как это сделать с закрытыми глазами. В четвертом классе многие из нас научились метко стрелять из мелкокалиберной винтовки. Учебной программой было предусмотрено ночное дежурство у школы в казенном полушубке с холостыми патронами в винтовке. «Стой, кто идет?!» - звучало из наших уст с гордостью. В деревне главный лозунг жизни – «Всё для фронта». Других задач просто не было. Основной источник продовольствия для армии – личные подсобные хозяйства. Уполномоченный заготовитель из райцентра имел право через налоги в зависимости от поголовья скота, земельного участка определять на сдачу молоко, скот, кожи, шерсть. Плюс к этому – определять объемы сельскохозяйственной продукции от колхоза. На трудодни колхозникам оставался крайне скудный минимум, от личного хозяйства – отсепарированный обрат. Из школьной поры память больше сохранила не учебу за партой, а летние каникулы, точнее трудовая колхозная стажировка. Целый пласт нашей детской биографии – участие в колхозных работах. Дети 3-х – 4-х классов занимались ручной прополкой зерновых (последствия весенней вспашки), чтобы избавить продовольственную пшеницу от горечи полыни. Помню кровавые мозоли на ладонях, полынный привкус от этой напасти. Мы быстро взрослели. Сенокосная пора – целиком на плечах 8-13-летних подростков. Лаконичное «сенокос» -  значит скашивание конной сенокосилкой, сгребание, копнение, погрузка и транспортировка сена на бычьей тяге в село, разгрузка и скирдование. Каждый из нас знал, что такое настоящее ярмо, арба, умел управлять тройкой лошадей, содержать сбрую в порядке, кормить, поить, ходить «в ночное». 

В первые месяцы войны, до уборки урожая, кроме призывников, в армию были мобилизованы имеющиеся в колхозе две автомашины, лучшие лошади, повозки, из МТС -часть гусеничных тракторов. 

Нельзя не отметить бытовые проблемы военных лет: топливо, одежда, обувь, керосин, школьные принадлежности, случалось не было огня в очаге. 

В селе настоящий трудовой фронт. В строй встали женщины, старики, подростки, дети, демобилизованные лица, признанные негодными к военной службе. Многие прошли краткосрочные курсы трактористов в Полтавской МТС. 

Но самый неизгладимый след войны – не вернувшиеся с полей сражений 60 ольгинцев, в том числе четверо из династии Морозов, пятеро – Тищенко. Их имена не забыты, высечены на камне обелиска, установленного в центре села, хранятся в памяти всех поколений. Я бы рядом написал имена их матерей, вдов, осиротевших детей. Помню, как в деревню приходили похоронки. Невозможно передать словами то отчаяние, которое испытывали дома, получив этот казенный конверт – в полный голос крик женщин, плач детей. Я, восьмилетний, не мог до глубины понять, что случилось. Но состояние старших передавалось мне, и я рыдал вместе с ними, не находя сил успокоиться. Мне пришлось видеть отчаяние своей бабушки, которая до конца своих дней оплакивала двоих погибших сыновей, семерых племянников. В один из зимних дней 1941 года получила похоронку на своего мужа моя учительница первого класса Полина Петровна. Её погибший муж – мой дядя, Мороз Антон Ерофеевич, старший лейтенант. Нас отпустили домой. Следом за мной пришла и Полина Петровна с этой печальной вестью, непереносимой болью. В доме все остановилось, застыло, утешить никого нечем. 

Но жизнь продолжалась и в самом глубоком тылу по законам военного времени. Следует отметить, что правительство в 1930-е годы накануне войны предусмотрительно организовало в стране сеть государственных машинно-тракторных станций (МТС) с целью технического обеспечения колхозов. 

image003.png

Первые трактористы колхоза, слева Антон Демидович Мороз, 1934 год

Продолжалось их строительство и в военные годы. В каждом районе к концу войны имелось 2-3 МТС, всего в области 102. 

В короткие сроки на село поступило требуемое количество тракторов. В 1944 году организована Ольгинская МТС, выделено (в военное время!) 25 гусеничных и 24 колесных тракторов. Это подтверждает исключительную роль МТС в обеспечении армии продовольствием. Со своими сверстниками я взрослел в МТСовской среде и «не понаслышке» знаю функционирование этой могучей структуры сельскохозяйственного производства. Село буквально преобразилось.  МТС, успехи в выполнении задач – кадры. Наряду с трактористами и рабочими ремонтных мастерских в село прибыли специалисты сельского хозяйства с высшим образованием, государственные служащие, которые пользовались определенными льготами. Даже в школе была заметна прослойка более успешных учеников – новичков. 

Берусь утверждать, что машинно-тракторные станции на селе, её «тракторные силы» стали решающими в обеспечении фронта продовольствием и продуктами переработки. Колхозам эти задачи были далеко не реальны для исполнения. Скольким бойцам победа досталась бы более дорогой ценой и наверняка затянулась бы. 

Уделяю особое внимание МТС в связи с её решающей ролью в тылу для фронта. Великий реформатор П.А. Столыпин сказал: «Только то государство крепко стоит на ногах, которое способно само прокормить своих граждан». Мы, ольгинская уличная братва, изучали по разным источникам, знали основы устройства, работы гусеничных и колесных тракторов, прицепных орудий. Характерные неповторимые выхлопные тактовые звуки ЧТЗ до сих пор у меня на слуху. Для нас большая честь – знакомство и общение практически со всеми трактористами, особенно отличившимися трудовыми успехами. Знаем в лицо шоферов, токарей, слесарей, кузнечную бригаду, единственного сварщика, электриков, работников нефтебазы и других специалистов ремонтной мастерской (МТМ). Запросто общались с ними. Без этой многочисленной команды ремонтной мастерской невозможно представить мощь МТС в аграрном секторе, и, соответственно, её участие в производстве продукции сельского хозяйства. Это решающая тыловая сила. 

Наше детство и отрочество были как бы «встроены» в эту структуру, являясь повседневностью. 

image004.png

Областная школа тракторных механиков, г. Омск, ул. Марьяновская, Ленинский район, 1956 год. Выпускники одногодичной школы тракторных механиков с общим неполным средним образованием – руководители районных курсов трактористов. От Полтавского района – Мороз Антон Демидович. Закончил школу с отличием. Они исцелители колхозов, МТС. 

Предлагаемая читателю фотография относится к теме войны, тыла, труда, связана с нашим детством, отрочеством. Это первый выпуск Омской областной школы тракторных механиков (Омская, Тюменская области, 1956 г.). Лаконичный снимок. Но сколько в нем сосредоточено энергии, тракторной силы! Наряду с тракторным делом курсанты получили общее неполное среднее образование. По возвращению в свой район они возглавляли районные краткосрочные курсы трактористов, в т.ч. и Полтавской МТС. За несколько лет этого периода на счету каждого из них сотни подготовленных механизаторов из числа юношей, призывников, получивших по разным причинам отсрочки, женщин и др. Берусь утверждать, что эти personalities с аттестатами тракторных механиков – исцелители МТС, колхозов, исполнители задач военной, послевоенной продовольственной программы. 

Повторюсь, Ольгинская МТС организована в годы войны. Одна из первейших задач – подготовка кадров на местных курсах. Людская молва об этих курсах в селе до сих пор жива. Никто из трактористов, других специалистов – моих земляков, сверстников не шагнул в будущее мимо таких уроков. В моей крови и памяти – атмосфера жизни села в этот период. Помню, в Ольгино было выделено отдельное помещение для этих занятий, не всегда отапливаемое. Когда было холодно, уроки велись в дерновой землянке в нашем дворе, заполненной плакатами деталей двигателя с запахом машинного масла. Мои сверстники и я с ученым видом знатока укладывались на земляной пол впереди первого ряда и внимательно, более чем на школьных уроках, слушали объяснения преподавателя. Несмотря на свой малолетний возраст, мы получили вполне ясные представления о работе 4-х-тактного двигателя, магнетто, принципах трансмиссии, движения трактора и прочее. Знания слушателей в аудитории, полученные на конкретных personalities тракторных механиков, что на снимке – огромная сила и, соответственно, цена данной историко-документальной фотографии. 

image005.jpg

Ольгинская школа, выпускной 7-й класс, 1947 год. «Разлетелись» в дальнейший путь навсегда. Мороз Алексей – второй слева в верхнем ряду. 

Разумеется, в этом очерке лишь малая часть из моего провинциального детства, отрочества довоенного, военного и первых лет послевоенного времени. Наша жизнь была трудной, насыщенной всяческими потрясениями. Нет конца истории детства, опаленного войной, но есть надежда, что войны больше не может быть, эта мысль согревает наши сердца.




Возврат к списку