Этот сайт использует cookie. Чтобы узнать больше об их использовании, нажмите здесь.

Принять и закрыть

Омский государственный
аграрный университет
имени П.А. Столыпина

Судьбы, связанные с Омским ГАУ

18.09.2019

Болдырев Николай Николаевич

image001.pngВ 2019 году исполняется 135 лет со дня рождения заведующего кафедрой химии ветеринарного института, лауреата премии Наркомзема СССР, доцента Болдырева Николая Николаевича (1884-1964). 

Болдырев Николай Николаевич родился 9 июля 1884 года в селе Украинцево Инсарского уезда Пензенской области в дворянской семье. Алексей Толстой был его троюродным братом. В архиве музея ИВМ Омского ГАУ есть автобиография Николая Николаевича, в которой он пишет о своем происхождении следующее: «Происхожу я из интеллигентной семьи высокой моральной культуры и передовых убеждений. Мой дед, Николай Васильевич Болдырев – заслуженный профессор фортификации Военно-инженерной академии – еще при жизни завоевал почетное прозвище – «дедушка русской фортификации». Его большой поясной портрет, писаный академиком живописи Корзухиным, до сих пор на почетном месте в конференц-зале Инженерного замка в Ленинграде. За его выдающиеся заслуги в области военной науки правительство присвоило ему потомственное дворянство – обстоятельство, кстати сказать, доставившее мне, его внуку, немало незаслуженных обид и огорчений. Мой отец – Николай Николаевич Болдырев – юрист по образованию, может быть охарактеризован хотя-бы по такому факту из его жизни: выступая государственным обвинителем по делу о «крестьянском бунте», он, детально изучивший на месте все обстоятельства дела, неожиданно для всех произнес защитительную речь и на этом навсегда закончил свою карьеру по ведомству Министерства юстиции. …». 

Окончив 2-ю Пензенскую классическую гимназию в 1902 году, Николай Николаевич поступил в Московский университет на физико-математический факультет со специальностью «техническая химия». Обучение прерывалась на 6 лет в связи с участием в революционной деятельности. Последний раз он был исключен из университета по приказу министра Кассо в 1911 году и вынужден был заканчивать университет экстерном год спустя. В период его обучения, в университете работали такие выдающиеся ученые как Н.Д Зелинский, Н.Е. Жуковский, С.А. Чаплыгин и др. 

После окончания университета Н.Н.Болдырев получил назначение Министерством земледелия в Благовещенск на должность заведующего организуемой Амурской сельскохозяйственной опытной станцией, но вопрос с формированием штата затягивался, и его держали в Санкт-Петербурге при департаменте земледелия в качестве младшего специалиста сельского хозяйства. Такое положение его не устраивало и он, воспользовавшись предложением, поступил осенью 1913 года преподавателем химии в Ковенское среднее сельскохозяйственное училище. В апреле 1915 года большая часть территории Ковенской губернии была занята германскими войсками. Николай Николаевич вместе с семьей был вынужден бросить все свое имущество и лесами и болотами пробираться в Петроград. В Министерстве земледелия он получил назначение в Омское среднее сельскохозяйственное училище на ту же должность. Наряду с основным местом работы, он по совместительству преподавал в Омском коммерческом училище химию и товароведение, и в учительском институте - химию. 

Летом 1919 года он был мобилизован в качестве рядового в колчаковскую армию, сначала в артиллерийскую часть, а затем переведен лаборантом-химиком в центральные авиамастерские в городе Омске. С группой товарищей по службе он дезертировал и вступил добровольцем в Красную Армию. В январе 1920 года во время охраны эшелона с авиационным имуществом 5-й Армии, он был тяжело ранен в обе ноги. Левую ногу выше лодыжки пришлось ампутировать, а правую, с выбитым голеностопным суставом и множественными переломами, удалось сохранить. После операции начался сепсис. Более двух месяцев он находился между жизнью и смертью. 

Из госпиталя он был выписан в состоянии крайнего истощения и не мог самостоятельно передвигаться. Дома его ждали больная мать, жена, получающая небольшую зарплату, и трое детей в возрасте от 2-х до 6-ти лет. Кроме того, к ним приехали двое детей старшего брата, умершего вместе с женой от сыпного тифа. Научившись передвигаться на костылях, Николай Николаевич начал преподавать химию на различных курсах (животноводов, мастеров-маслоделов и т.д.). На занятия и обратно его доставляли в экипаже. Денег не хватало, и он был вынужден с семьей переехать в село Побочино Одесского района. Здесь он устроился мастером-мыловаром в кустарную артель. Председатель артели оказался мошенником и исчез в голодном 1921 году, не оставив им ни денег, ни продовольствия. Чтобы не умереть с голоду до лета 1922 года питались семенами сорных растений, а также корневищами пырея и другими дарами природы. А затем переехал в Омск, и начал преподавать химию в разных учебных заведениях города (Омский политехникум, Коммунистический университет Сибири и др.), совмещая в отдельные периоды работу в 4-х и более организациях. В 1930 году он был приглашен на работу в Омский ветеринарный институт, где до 1957 года читал курс органической химии. С 1933 по 1950 год он заведовал кафедрой. В 1942 году Николай Николаевич защитил в Совете Омского сельскохозяйственного института докторскую диссертацию, но ВАК не утвердил его в искомой степени, но присвоил степень кандидата химических наук. Звание доцента он получил только через 5 лет. 

image003.png

Н.Н. Болдырев проводит научные исследования, 1949-1950 годы. 

В период работы в ветеринарном институте Н.Н. Болдырев активно занимался научными исследованиями, имеющими прикладное значение. Это были исследования по выявлению заменителей импортных химических продуктов в дикорастущей флоре Западной Сибири, по изучению состава минеральных источников. Он разработал метод осаждения молочного сахара из сыворотки, предложил термический способ определения содержания карбоната в протравителе. За создание автоматически действующих контрольно-аналитических приборов Николай Николаевич был удостоен премии Наркомзема СССР. Среди изданных им 60 работ особое внимание заслуживают «Краткий сборник задач и упражнений по органической химии» и « Путеводитель по органической химии». 

image005.png

Н.Н. Болдырев в кабинете заведующего кафедрой химии 

По отзывам выпускников тех лет, Николай Николаевич был прекрасной души человек, прекрасно читал лекции. Остроумный, шутливый, он был душой общества преподавателей и студентов. Возможно, эти его качества и послужили причиной его ареста в 1953 году. Он был осужден на 25 лет колонии с конфискацией имущества за «террористический анекдот». Возможно, профессор Бальзаментов и главный бухгалтер Сарапаев были его слушателями и собеседниками, так как в это же время, на эти же сроки они были осуждены, и в одно и то же время, в 1955 году, были освобождены, пробыв в колонии 2 года. 

Арестовывался он и раньше, в 1935 году, по делу своего сына, студента автодорожного института, но в 1937 году был отпущен за отсутствием состава преступления. О его человеческих качествах говорит и тот факт, что он оказывал помощь деньгами и продуктами семье своего друга, священника, Ифантьева Василия Феофановича, расстрелянного в 1930 году, в то время когда почти все отвернулись от них. Он также помог матушке Вере Петровне поступить на работу на химзавод. 

image007.pngУ Николая Николаевича было 4 детей. Дочь Вера, работала химком-аналитиком. Сын Владимир, ветеринарный врач по образованию, воевал в звании капитана, умер от ран после войны. Сын Дмитрий, тоже ветеринарный врач, воевал в Сталинской десантной добровольческой дивизии. После войны он служил в погранвойсках в Забайкалье, дослужился до звания полковника. После ареста отца, в 1953 году, он ушел в отставку и уехал в Симферополь, где работал начальником управления ветеринарии. 


Внук Николая Николаевича Андрей Дмитриевич в 1967 году поступил в Омский ветеринарный институт, но, проучившись 2 года, перевелся в Симферополь. Его третьего сына, тоже Николая, студента 3-го курса автодорожного института, Сталинского стипендиата, арестовали в 1935 году. Поводом для ареста послужили события давно минувших дней. Его четырнадцатилетние друзья Станислав Зайковский и Олег Спиридонов, начитавшись приключенческих романов, сбежали из дома в Америку, охотиться на бизонов. Предлагали поехать и Николаю, но он отказался. Беглецы доехали до Новосибирска и вернулись. Дело начали «раскручивать» позже, в период обострения борьбы с «бывшими». Олега и Станислава по какому-то поводу арестовали. При допросе С. Зайковский «чистосердечно признался» в подготовке покушения на Ворошилова и печатании контрреволюционных листовок. А потом всплыла и вся история с побегом в Америку. При обыске у Болдырева нашли коллекцию винтовочных патронов и русско-китайско-японский разговорник, что позволило обвинить его в шпионаже в пользу Японии. У Олега Спиридонова нашли старый испорченный бельгийский браунинг. Это позволило обвинить их всех в подготовке к восстанию, убийству Ворошилова и бегству за границу. 

image009.png

Николай Николаевич с супругой в гостях у сына, находящегося в ссылке в Венгерово Новосибирской области. Фото 1951 года. 

image011.pngДали им по пять лет. Оба друга погибли в лагерях, а Николаю Болдыреву предстояли долгие мытарства в лагерях и ссылке. Освобожден он был только в 1954 году. В 2001 году были опубликованы его воспоминания под названием «Зигзаги судьбы». После окончания ссылки проживал в Новосибирске и работал инженером. 



Ю.М. Гичев

При подготовке информации использованы: 

История Института ветеринарной медицины Омского государственного аграрного университета / А.Я. Рябиков. – Омск : Изд-во ОмГАУ, 2008; Золотой фонд. Омск: биографический справочник. – филиал издательства ИВМ ОмГАУ, 2018. – 192 с.




Возврат к списку