Этот сайт использует cookie. Чтобы узнать больше об их использовании, нажмите здесь.

Принять и закрыть

Омский государственный
аграрный университет
имени П.А. Столыпина

Судьбы, связанные с Омским ГАУ

01.02.2019

Детство, опаленное войной. Урванцева Татьяна Ивановна

image001.png

Татьяна Ивановна Урванцева (Нечаева) родилась 25 июня 1937 года. Татьяна Ивановна вспоминает военное детство, студенческие годы, своих учителей и сокурсников. Сколько теплоты мы слышим в этих воспоминаниях. 

image004.jpgВся трудовая деятельность Татьяны Ивановны связана с кафедрой гидротехнических сооружений (1968-1996 гг.), где прошла путь от ассистента до старшего преподавателя. Ветеран труда Татьяна Ивановна обладала значительным арсеналом педагогического мастерства и методического умения. Её стремление дойти до сути, справедливость и честность являются определяющими чертами характера. В 1970-е годы под руководством Урванцевой Т.И. бригада студентов выполняла гидрогеологические исследования в Лузинском совхозе. 

Обаятельная и привлекательная, душевно щедрая и всегда молодая с неувядаемым стремлением заниматься спортом и заражать своей увлеченностью окружающих. 

В начале войны мне едва исполнилось четыре года. Семья жила в племсовхозе №54, что в 7 км от Сибаки. Я ходила в детский сад, у моего друга Пети Васильева на войне погиб отец. Петя рассказывал страшные истории, говорил, что немецкие самолёты могут залететь и нас бомбить. 

В детстве у меня была беличья шубка, а потом я увидела её на чужой девочке. Мама рассказала мне, что в совхоз прибыли дети из блокадного Ленинграда, для них местные семьи собирали теплые вещи. 

Осенью 1941 года к нам из Киева приехала двоюродная сестра мамы – тётя Тамара с дочерью Люлькой. Тётя Тамара получила хорошее образование, владела английским, немецким, французским и испанским языками.  

Её муж Борис Столяров – инженер-судостроитель перед войной получил назначение и уехал в Ленинград, где учился в докторантуре Академии Крылова, работал на заводе, жил у сестры. В войну на заводе ему давали паёк, а он отдавал паёк сестре и её детям и говорил, что он питается на заводе. Умер Борис Столяров 9 марта 1942 года, похоронен на Пискаревском кладбище. 

Тётя Тамара рассказывала, как эвакуированные ехали на поезде под бомбежками, и она укрывала голову дочки подушкой, так как летели осколки. Состав перед ними разбомбили, их состав остановился в Казани. Тамара написала письмо Дине (моей маме), с которой была ровесницей, и они приехали к нам. 

Помню из детства песню – «22 июня ровно в четыре часа Киев бомбили, нам объявили, что началась война». 

В Киеве осталась мама тёти Тамары – Нина Демьяновна, она жила на Подоле, но там была комендатура, селили немцев и она заняла пустующую квартиру по ул. Саксачанского. Бабушка зарабатывала шитьем, она не верила, что немцы будут долго и говорила тёте Тамаре: «И пальто Люльке взяла, зимовать что ли задумала?» Всю войну Люлька проходила в одних туфлях.

Людмила (Люля) была ровесницей моей сестры Майи, они учились в одном классе, играли девочки на чердаке над домом, который мы называли – вышка. Потом на чердаке поселили артистку Вахтанговского театра, очень красивую. Прожила она там недолго, дружила с Тамарой Николаевной и после, когда обе жили в Омске, а тётя Тамара работала в госпитале. 

Эта вышка над домом – любимое место наших детских игр. В комнате лежала панцирная сетка от кровати, этажерка, столик, стулья. Это было гнездо, наш мир, где дети уединялись. Здесь мы рассматривали газету с портретом И.Д. Черняховского в траурной рамке, в отрывном календаре портрет молодого, красивого военного – Иосифа Броз Тито. 

Киев освободили 6 ноября 1943 года, а в феврале 1944 года тётя Тамара с Люлькой уехали домой в Киев. 

В войну личные коровы специалисты сдали в совхозное стадо, а семьи получали молоко. Помню чугунок с горячей картошкой, который ставили на стол, это была основная еда. Зимой родители ездили заготавливать дрова и привозили нам мороженый «лисичкин» хлеб. Мой брат Толя, старше меня на два года, показывал, где до войны стояла вазочка с очень вкусной халвой. 

В 1944 году я пошла в школу, мы учились в самом большом светлом классе. В нем на Новый год поставили елку, нарядную лесную красавицу и в школе был удивительный запах хвои. Дети с нашей учительницей Зинаидой Емельяновной клеили цепи, флажки, игрушки для елки. В зимние каникулы мы помогали шить тетради, хорошей бумаги не было, использовали серую, оберточную. Ранняя весна, чудный запах тополиных листочков на огромном тополе, растущем у входа в школу. 

Весной 1945 года кончилась война. Помню день 9 мая. У нас в доме был радиоприемник, не просто черная тарелка – громкоговоритель, а именно приемник. В квартиру набились люди, все внимательно слушали сообщение по радио, радовались и плакали. В клубе прошел митинг, а потом по профилю от клуба к конторе мимо нашего дома шел и шел народ. 

Многие не вернулись с войны. Это и сыновья нашего соседа комбайнера Ивана Михайловича Зинина и братья наших детских друзей Веры и Вовы Шерофановичей. Многие мои одноклассники остались сиротами. 

Во втором классе к нам прибыли новенькие. Это были дети, которые не смогли учиться из-за бедности, так как не было одежды. Их собрали и за лето подготовили к школе. 

Нашей учительницей во втором классе была Нина Шургановна Чудутова – калмычка из числа спецпереселенцев. Для калмыков, прибывших в совхоз, построили два барака. В одном из них жила Нина Шургановна с тремя детьми: Герой – ровесником и другом моего брата Толи, Валерой – моим одноклассником и Кермяшей – крошечной двухлетней девчушкой. 

Нас приняли в октябрята, пионервожатая Валентина Павловна Ковалева на переменах организовывала хороводы, дети пели песни: «Огонек», «Дан приказ ему на Запад», «Катюша», «Ты ждешь, Лизавета», «Шел отряд по берегу». 

В третьем классе к нам пришли ребята из числа высланных из Крыма. Это были рослые, яркие сестры Сапсай Надя и Аня, они ходили в шароварах, сшитых из одеял, и Володя – болезненный мальчик. 

В годы войны не отмечали праздники, дни рождения. Первое застолье в нашем 4-х- квартирном доме связано с возвращением с войны красивого, молодого, в военной форме Евгения Новохатского. 

Первые сладости – кулек мятных пряников по случаю окончания первого класса, конфеты барбарис, которые привез папин однокурсник Павел Николаевич Прутовых уже после войны.

В четвертом классе запомнились уроки труда – наша учительница Любовь Дмитриевна научила рукоделию. С 5 по 7 класс классной руководительницей была Елена Ивановна Брагина, симпатичная, спокойная, очень уравновешенная молодая девушка, её уроки ботаника и зоология. Летом под ее руководством мы работали на пришкольном участке, а зимой однажды занимались снегозадержанием, вырезали из снега пласты и укладывали их в ряды. Собирали мы и золу для удобрения. 

В 5 классе к нам пришло «пополнение» - дети с 3-й фермы и соседнего села Ракитинка. В 6-7 классах нас с моей лучшей подругой Галей Букатовой назначили пионервожатыми у малышей, мы проводили пионерские сборы. Помню сбор «Широка страна моя родная», поездку с концертом на 2-ю ферму в весенние каникулы по страшной грязи. Готовила наших подопечных учительница литературы Надежда Дмитриевна Волчкова. Директором школы в то время был преподаватель истории Георгий Сергеевич Ершов.

image006.jpgНа фото: Иван Федорович Нечаев, первый выпуск агроэкономистов ОмСХИ,1930 г., Герой социалистического труда, Дина Кузьминична Нечаева, окончила ОмСХИ в 1932 г., Заслуженный зоотехник РСФСР 

Совхоз №54 организовали в 1931 году, объединив жителей деревень Харино, Александровка, Надеждино, Давыдовка. Центральную усадьбу организовали на голом месте среди березовых колков в нескольких километрах от Омска. Поначалу построили три барака и несколько десятков землянок, в них жили переселенцы. В 1935 году на должность старшего агронома совхоза был назначен мой отец Иван Федорович Нечаев. 

image008.jpgЛето 1932 г., обследование красно-немецкого скота в Исилькульском районе коммуна «Баррикада» на тачанке в центре Д.К. Нечаева 

В 1941 году папа дважды писал заявление об отправке на фронт, но ему было отказано, специалисты нужны были в тылу, чтобы работать для фронта. Моя мама работала зоотехником по учету, а с 1939 года - зоотехником-селекционером. 

Напротив стола мамы стоял стол главного зоотехника Федора Михайловича Кохомского (позже доктора с.-х. наук, профессора ОмСХИ). 

image010.jpg

На празднике Сабантуй. На трибуне Ф.М. Кохомский, в президиуме И.Ф. Нечаев (в центре) 

image012.jpg

Д.К. Нечаева и Ф.М. Кохомский, 1954 г. 

За высокие производственные показатели в годы Великой Отечественной войны коллективу племсовхоза «Омский» (№54) в марте 1943 года вручено Знамя Государственного Комитета Обороны. Это событие запечатлел омский художник Тимофей Павлович Козлов. Картина хранится в музее школы поселка Омский. 

image013.jpgНа фото: Бригадир животноводства Евсеев А.К. и директор И.Ф. Нечаев осматривают пастбище 

За 10 лет существования к 1941 году совхоз имел: детский сад и два больших барака на въезде, в центре - контора совхоза, напротив барак, почта, фельдшерский пункт, школа. Через небольшой лесок от конторы два 4-х-квартирных под черепичной крышей с чердаками, в одной из этих квартир жили мы. Недалеко располагался клуб со столовой и библиотекой и магазин. Часть рабочих совхоза жила в индивидуальных полузаглубленных домах с земляным полом; были и бараки, заглубленные в землю – «шанчай», «копайгород». 

image014.jpg

Школа совхоза №54, 1935 г. 

image016.jpg

Контора совхоза №54 

Через дорогу от жилого сектора размещалась производственная зона: 3 силосные деревянные башни, молоканка, коровники, скотные дворы, конюшня, зерносклады, мехмастерские, баня. Был в совхозе огород, сад, пасека. Выращивали для скота брюкву и турнепс, а самую трудоемкую работу – прополку, распределяли между всеми работниками совхоза. 

Наши 40 соток мы обрабатывали с братом Толей. 2-3 раза за лето надо было прополоть и проредить посевы брюквы, а потом уже родители помогали ее вырвать и собрать в бурты. Зато какая сочная, вкусная брюква осенью!  

image018.jpgНа фото: Таня и Толя Нечаевы, 1949 год. (Толя - в будущем выпускник 1957 г. агрономического факультета ОмСХИ, директор совхоза в Шербакульском районе) 

После 8-9 класса часть моих одноклассников работали на местном кирпичном заводе: загружали тележки с заготовками, отправляли их в печь для обжига. После 8,9 класса мы с подружками в вечернюю смену работали на зерноскладе, веяли, перелопачивали зерно. 

Родители работали с раннего утра до позднего вечера. Все хозяйство вела бабушка: топила печку, варила, стирала, делала уборку, позже кое-чему научила меня. 

После войны семья держала корову, научили меня ее доить, и когда мама утром уезжала на ферму, я ходила в загон на краю села на дойку. Была у нас первое время и свинья, а куриц держали постоянно. 

image020.jpgНа фото: Начальник Главка племенных совхозов Н.Ф. Ростовцев вручает племсовхозу переходящее Красное Знамя, 1949 год. 

После 7-го класса стал вопрос, где учиться дальше, некоторые записались в 18-ю школу, что была в Сибаке. У нас в совхозе 1 сентября, в специально сделанной пристройке, открыли 8 класс. 

Все наши учителя были замечательными специалистами и мудрыми людьми. Классный руководитель Иван Григорьевич Белкин вел алгебру, геометрию и физику так, что спустя несколько десятилетий я помогала своим внукам и внучатым племянникам готовиться к математике. 

Учительница географии, позже Заслуженный учитель, директор школы Валентина Ивановна Колесникова зародила у нас любовь к родному краю, познанию многообразия мира. 

Учительница английского языка Екатерина Федоровна Черепанова – бывшая артистка, страстно любила сцену. Под ее руководством работал драмкружок. Спектакль Виктора Розова «Голубое и розовое» ставили в совхозном клубе. 

В 9 классе в школу прибыл новый директор, участник Великой Отечественной войны, молодой Вениамин Михайлович Самосудов (позднее - доктор наук, ректор пединститута) с супругой – учительницей литературы Марией Николаевной. Уроки истории у Вениамина Михайловича, это что-то необычное, сведения, которых нет в учебнике, уроки – лекции. 

Молодые учителя, интеллигентные, образованные, давали нам заряд энергии. Вениамин Михайлович курировал комсомольскую организацию, я была комсоргом, и он помогал мне готовить собрания, писать доклады. 

9 сентября 1952 года ученики 8 – 9-х классов ездили размечать план 40-й фермы с Петром Ефстафьевичем Егоровым. Он профессиональный геодезист, закончил землеустроительный факультете ОмСХИ, на войне был контужен, в школе вел математику в 5 – 7 классах. Ехали мы на открытой машине, собрались все вместе после каникул, нам было по 15-16 лет, стоял теплый солнечный день, на поляне среди леса мы что-то мерили, гуляли. Это был один из самых беззаботных дней юности. 

3 марта 1953 года учеников построили в зале школы на линейку, включили радио, слушаем прямую трансляцию из Москвы: речи Молотова, Маленкова, Берии о смерти И.В. Сталина. В клубе совхоза прошел траурный митинг, многие плакали. 

Окончила я школу в 1964 году с серебряной медалью. Первый выпуск – 14 человек. Выпускной вечер праздновали в классе, где мы начинали учебу. Столы, закуски и наши мальчики соревнуются, кто больше выпьет пива. 

Вениамин Михайлович и Иван Григорьевич через день после выпускного в кабинете директора беседовали с каждым выпускником, интересовались планами, напутствовали на будущее. Большая часть выпускников первого выпуска получили высшее образование и успешно работали. Нам повезло со временем, в которое мы жили, с нашими замечательными учителями. 

Стал вопрос – куда поступать? Детская мечта – авиация, родители дали шанс самой решать свою судьбу. В Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе не прошла на конкурсе медалистов. К началу июля вернулась домой. 

Поехала отдавать заявление в машиностроительный институт, он в конце города среди частного сектора. В приемной комиссии не понравилась моя медицинская справка из авиационного, больно подробная, сказали ее переделать. 

Шла в жару пешком в сельхоз, где учился на агрофаке Толя. В Сибаке меня встретили тенистые прохладные аллеи, тишина, покой. Подала документы на гидромелиоративный факультет Омского сельскохозяйственного института. В приемной комиссии сказали, что я зачислена и направили на уборочную. Гидрофаковские абитуриенты уже уехали, едем на открытом грузовике с молпромовцами в Одесский район, прибыли в колхоз им. Калинина. 

Устроили нас в клубе на полу на соломе. Здесь же уже размещались парни с завода им. В.В. Куйбышева. Во вторую же ночь произошло ЧП. Заводские ребята ездили в соседнее село в Казахстан, там у них были стычки с местными. Ревущие мотоциклы осветили наше жилище, привезли раненого гармониста Сашу, он окровавлен, всю ночь метался в бреду, но что удивительно – не сквернословил. 

Юность, щемящее чувство одиночества, неудовлетворенности, грусть усиливается по утрам, когда рядом в кинобудке играет музыка. Знакомимся, образуется кружок подруг: Люда Веснина, Галя Качесова, Надя Ткаченко, Фрося. С Людой и Галей поддерживали приятельские до окончания института. Часто бывала у них в четвертом общежитии молпрома. 

Бригадиром студентов был Витя – единственный парень на курсе. Жизнь наладилась, с утра Витя вел нас на пшеничное поле полоть полынь. В обед наша повариха тетя Даша кормила нас клёцками на молоке, душистым хлебом. Вечером у входа в клуб на улице были танцы, играл выздоровевший Саша-гармонист. Началась настоящая уборочная, мы с Людой, Галей и Фросей работали на копнителях, приходили вечером пыльные, но было весело и интересно. В конце августа приехал представитель из института и сказал, что все студенты отзываются с уборочной. 

image021.jpg

Урванцев Е., 1959 г. 

В институте провели собрание. 11 студентов из 11 группы гидрофака направили на уборочную в село Кочковатое Кормиловского района. Вокзал, несколько студентов и худенький юноша – староста группы Женя Урванцев собирает деньги на билеты в электричку. Это наша первая встреча… 

В вагоне знакомлюсь с Нэлей Дмитриенко, городской девочкой, заводилой, танцоркой. Уборочная предопределила нашу институтскую дружбу. 

image023.jpgНа фото: Дмитриенко Н.П. и Нечаева Т.И. декабрь 1959г, г. Харьков 

Поселили нас с Нэлей в сельской избе у одинокой женщины, определили в помощницы к поварихе. Трудно было рано вставать, по сонному селу идти в избу, где готовили завтрак, чистили картошку, шагали на ферму за молоком. С нами питались и заводские ребята. Завтрак, обед, небольшая передышка и ужин – это обычно молочный суп или пшенная каша. 

Наши ребята жили в другом конце села, работали на току, возили зерно на быках, запомнилось знаменитое «цоб – цебе». Уборочная была долгой, начались холода. В начале октября студентов отпустили домой. Довезли нас до станции Кормиловка. Здесь в маленьком железнодорожном вокзальчике скопилась масса студентов, были и наши гидрофаковские третьекурсники. Выехать не было никакой возможности, наступала ночь. Пришел товарняк с углем. Мы с вещами, Эдик Старожевский со своей неизменной гитарой залезли на уголь и доехали до Московки, пересели на электричку до Омска. 

Началась студенческая жизнь, интересная, кипучая. Декан факультета Андрей Степанович Гинц – отец студентов, заместитель декана – Григорий Федорович Павлов всегда в гуще событий среди спортсменов, участников самодеятельности. 

Первые лекции. Высшую математику нам читал А.А. Купленский в 44-й аудитории 2 корпуса. Говорил и писал на доске он быстро, а мы сидели с открытыми ртами, восхищаясь его знаниями. Физик Горячев, порывистый, быстрый, вполне соответствовал своей фамилии. Начертательную геометрию вел Игнатьев – полноватый старичок с добродушным лицом, излагал все ясно и понятно. Практику по деталям машин осваивали под руководством Нёни Абрамовича Циринского. Нравились лекции и практические занятия в лаборатории геодезии Ивана Тихоновича Обушенко. 

Началась комсомольская жизнь, в факультетском комсбюро я – учебный сектор под началом ассистента Николая Степановича Нацука. 

image024.jpg1 курс гидрофака Нечаева Т., 1954 г. 

Первое собрание в группе, студенты 5 курса Еременко и Константинов рассказывают о производственной практике. Какими взрослыми и недоступными они казались. 

Встреча 1 и 5 курсов. Вечера в 44-й аудитории и клубе. Мощный хор старшекурсников, поющих песню «Енисей, Енисей, брат полярных морей, дорогая родная Сибирь». В концертах художественной самодеятельности солировал агитатор нашей группы Юрий Яковлевич Глебов. 

Струнный оркестр народных инструментов под руководством Л. Ходоркина имел институтскую прописку, эстрадный оркестр гидрофака славился на весь институт. Неподражаемые ведущие на смотрах художественной самодеятельности - Эрих Бишоф и Владимир Воропаев. 

На первых прикидках на уроках физкультуры показала неплохие результаты в кроссе. Взяли в команду легкоатлетической эстафеты на приз газеты «Кировец». Так и бегала эстафету два раза в год весной и осенью все 5 лет. Тренером легкоатлетов был Николай Антонович Знасенко

Памятная учебная практика по геодезии. Милая Сибака, сколько раз студенты промеряли тебя вдоль и поперек!

Идут первые годы освоения целинных и залежных земель. Сентябрь 1955 года. Студентов гидрофака направили на уборку урожая в Васисский район. Плывем на пароходе, размещаемся в трюме, вечером на палубе любуемся природой. Прибыли в деревню Усюльган в 1.5-2 км от р. Шишь и в 30 км от пристани Пологрудово. Центр с. Атирка в 24 км от д. Усюльган. 

Девочки живут в избе, спят на полу, а ребята и наш куратор Владимир Александрович Грико за озером в другом конце деревни. Утром собираемся все вместе и идем на ток. Девчата работают на копнителях и на току, ребята грузчиками – возят зерно в Атирку и Пологрудово. Деревня старая, татарская, много единоличников, дома высокие, деревянные, по селу ходят черные длинноногие поджарые свиньи. Вечерами в клубе местная молодежь учит нас танцевать кадриль. Однажды в выходной идем всей группой на р. Шишь, там сплошные заросли смородины, малины, речка узенькая. 

Отбываем в Омск. Студенческая жизнь продолжается. 

image025.jpg

4 курс гидрофака, 1957 г., Нечаева Т.




Возврат к списку