ЗакрытьСookie и политика конфиденциальности

Этот сайт использует cookie. Чтобы узнать больше об их использовании, нажмите здесь.Чтобы удалить это сообщение и подтвердить согласие на использование cookie на данном сайте нажмите "X"

Омский государственный
аграрный университет
имени П.А. Столыпина

07.11.2019

Детство, опаленное войной. Курьяков Иван Андреевич

image003.pngimage001.pngДоцент, кандидат экономических наук Иван Андреевич Курьяков после окончания в 1959 году Омского ветеринарного института работал главным ветеринарным врачом в совхозах «Буденновский» и им. Кирова Пресновского района Северо-Казахстанской области, на выборных должностях в комсомольских и партийных организациях Казахстана. Преподавал в Алма-Атинской высшей партийной школе, Алма-Атинском институте политологии и управления. Работал также в Министерстве экологии и биоресурсов Республики Казахстан и в Казахском научно-исследовательском институте экономики и организации агропромышленного комплекса. С 2000 по 2007 год работал доцентом кафедры экономики, организации сельскохозяйственного производства и ветеринарного дела, института ветеринарной медицины Омского государственного аграрного университета. Опубликовал более 60 научных работ. Иван Андреевич награжден тремя орденами «Знак Почета», медалями «За освоение целинных земель», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда», Почетными грамотами ЦК Компартии Казахстана и ЦК ВЛКСМ, памятными нагрудными знаками в честь 60-летия Казахской ССР и 30-летия освоения Целинных земель в Казахстане, Участник ВДНХ СССР 1967 и 1968 годов. 

Курьяков Иван Андреевич родился 15 февраля 1936 года в селе Кирово Пресновского района Северо-Казахстанской области Казахской ССР в крестьянской семье. Его отец Андрей Степанович Курьяков родился в 1913 году, работал трактористом. Он очень любил технику и хорошо в ней разбирался. Мама Ивана Андреевича рассказывала, что, когда отец был дома, а напарник на тракторе работал в поле, которое было недалеко от села, мог на слух определять какую-то неисправность в работе трактора. Если вдруг трактор останавливался и выходил из строя, папа немедленно шел на помощь своему товарищу (сменщику), несмотря на время суток. Для того, чтобы быстрее добраться до бригадного стана, папа всегда седлал своего домашнего коня – велосипед. Велосипеды в то время были далеко не у каждого. Она также рассказывала, что папа никогда не унывал и всегда создавал другим хорошее настроение. На фронт он был мобилизован в первый месяц войны, воевал рядовым телефонистом в 439 артиллерийско-минометном полку. Погиб Андрей Степанович в боях под Ленинградом около поселка Смертынь 15 февраля 1942 года в день рождения сына. 

Мама Ивана Андреевича Анна Степановна родилась в 1910 году и всю жизнь проработала в колхозе. Умерла в 2000 году, не дожив трех месяцев до своего 90-летия. Была она рачительной хозяйкой. В 1938 году был очень хороший урожай и на трудодни колхозники, а особенно механизаторы, получили большое количество зерна, которое она бережно сохранила, что помогло пережить голодные военные годы. Была она и заботливой матерью, которой удалось сохранить в годы войны живыми и здоровыми своих детей. Она научила своих детей бережливости, аккуратности, честности, а также личной ответственности и ответственному отношению к труду. 

После мобилизации Андрея Степановича в семье осталось четыре человека: его мама, супруга, сын Иван и дочь Катя 1939 года рождения. В январе 1942 года родилась дочь Люба. Единственным мужчиной в семье стал Иван, которому шел шестой год. Мама Ивана Андреевича много работала, поэтому многие обязанности легли на его плечи, как и на плечи других детей села. Дети в годы войны не по годам взрослели. 

Для нужд фронта была мобилизована практически вся сельскохозяйственная техника, которая только могла двигаться. На фронт отправлялись и лучшие рабочие лошади, которые использовались как надежная тягловая сила. В поле работали только старики, женщины и дети. Поскольку волов (кастрированных быков) в колхозе было очень мало, то под будущий урожай весной селяне пахали землю и боронили на коровах личных подворий, которые доились там же, на полевом стане. Засевали поля ручным способом с использованием лукошек. А выполняли такое ответственное дело, от исполнения которого зависели всходы и урожай зерновых культур, как правило, старики и пожилые женщины, имевшие определенный практический опыт. 

Без сельскохозяйственной техники земля перед посевом зерновых не обрабатывалась надлежащим образом, поэтому на полях очень вольготно чувствовал себя осот колючий, молочай, пырей и другая сорная растительность. Для того, чтобы избавиться от этой нечисти, учащиеся всех классов – с первого по четвертый (тогда в селе была только начальная школа), вместе и под руководством учителя принимали самое активное участие в борьбе с сорняками. «Все мы, - вспоминает Иван Андреевич, - выходили в поле на это мероприятие с огромным желанием. За проделанную работу каждый учащийся получал один стакан чистой пшеницы, которая на ручной примитивной мельнице (рушалке), имевшейся в каждой семье, перемалывалась в муку. Даже один стакан заработанной пшеницы имел огромную ценность. Мама могла сварить кашку, суп, или испечь лепёшку с картошкой». При малейшей возможности, население собирало колоски. Это удавалось делать только после уборки зерновых, как правило, или же ранней весной. Делать этого не позволялось. В каждом населённом пункте был для охраны полей специальный объездчик (смотритель). Запрещалось собирать колоски и по той причине, что в перезимовавших колосках накапливались токсины плесневых грибов фузариум, которые при поедании хлеба из муки, полученной из такого зерна, вызывали, так называемую, некротическую ангину. 

В семь лет Иван научился косить траву. У него была маленькая литовка и брусок для правки косы. В его задачу входило заготовить за лето сено для коровы и нетели, которые были в их хозяйстве. Маленькая сестра ему помогала – сгребала сено, утаптывала копну. 

Несмотря на то, что у каждого селянина были огороды и какая-то живность во дворе, с питанием было плохо, так как каждая голова крупного и мелкого рогатого скота и других животных облагалась налогом. Нужно было сдавать молоко, масло, яйца, шерсть, мясо, шкуры, овчины. Для отправки на фронт сушили картофель, шили и отправляли кисеты, заполняя их табаком, а также платочки, шерстяные носки и варежки, катаные валенки, полушубки овчинные и т. д. 

Для того, чтобы пополнить скудный рацион жители села, в основном, дети разного возраста использовали дары природы. Первые «дары» приносили грачи, которые прилетали весной раньше других птиц. Грачи селились в березовых колках колониями. На одной березе располагалось от 10 до 20 гнезд. Из их гнезд с риском для жизни добывались сначала яйца, а потом и подросшие грачата, которые тоже шли в пищу. Яиц, собранных с гнезд одной березы, хватало для питания семьи из 5 человек в течение двух дней. Позже добывались яйца других птиц – ворон, сорок, чаек и водоплавающей птицы. Все, что могло летать, бегать, прыгать и ползать, шло в пищу. Ловили петлями зайцев, находили ежиков, ловили капканами тушканчиков и сусликов, выливали из нор сусликов и хомяков. Шкурки сушили и сдавали на заготовительные пункты, а мясо съедали. Иногда Ивану удавалось поймать гнездящуюся в заброшенных сорочьих гнездах утку. Мать не разрешала ловить и есть голубей, называя их священной птицей и птицей мира. 

В военное время и первые годы послевоенного времени с нетерпением ждали весны, когда, как только сойдет снег, можно было добывать березовый сок, выкапывать корешки съедобных растений, а позже употреблять в пищу первую зелень – крапиву, дикие лук и чеснок. Лето одаривало грибами, ягодами, лекарственными растениями, которые заготавливались впрок. На огороде семья Курьяковых выращивала картофель, который считался вторым хлебом, лук, чеснок, тыкву, морковь, свеклу, горох, бобы, фасоль, огурцы и помидоры. 

Возле деревни были два озера. Одно ближнее, называлось «Капустянное». Возле него селяне выращивали капусту. Дальнее озеро называлось – «За мельницей». Оба озера выручали селян во всех отношениях: это был, прежде всего, основной и единственный источник питьевой воды. В озере люди купались. Как в этих, так и в других озерах в округе, водилось много карасей, которых все селяне ловили сетями и мордушками. Сети Иван научился вязать сам. Чтобы их связать, нужны были нитки, которых достать в то время было невозможно. Приходилось распускать на нитки какие-то старые вещи. Для грузил использовали различные металлические предметы. Научился он и ставить сети. Рыбалка иногда могла заканчиваться трагически, так как неожиданно возникала буря и волны грозили перевернуть лодку. 

В 1943 году Иван пошел в первый класс. Несмотря на трудности, школы в военное время на селе не закрывались. Не хватало учителей, было мало школьников в каждом классе, но занятия проводились. Обычно все классы объединялись в одной учебной комнате. Не было тетрадей, вместо нее использовались газеты, различные конторские документы (формы отчетности). Хорошо, если удавалось найти пергаментную бумагу – ее можно было постирать, высушить и снова использовать на занятиях. Чернила с нее смывались хорошо, так как делали их сами из печной сажи. 

Поскольку в военное время в сельских поселениях были, в основном, начальные школы, то после окончания четырех классов в 1947 году пришлось продолжить обучение уже в Семипольской семилетней школе Октябрьского района Северо–Казахстанской области. Это село было в пятнадцати километрах от родного села. Здесь проживали две сестры мамы, у которых Иван жил. В этой же школе учились все мальчики и девочки, которые также окончили ту же начальную школу в селе Кирово Пресновского района. Еженедельно в субботу после окончания занятий все вместе пешком уходили домой, чтобы принести что-нибудь из продуктов. В воскресенье все дружно возвращались назад. С 1950 по 1953 год Иван Андреевич обучался в Пресновской средней школе Пресновского района Северо-Казахстанской области. От райцентра до родного села было 50 километров, но раз в полмесяца приходилось преодолевать это расстояние пешком. 

Отец хотел, чтобы сын стал инженером-механиком, поэтому после окончания школы, Иван Андреевич решил поступать в Томский политехнический институт. На вступительном экзамене набрал проходной балл, но среди оценок была одна тройка, что и решило его дальнейшую судьбу. С тройкой стипендии не давали, а денег в семье не было. Вернулся он домой и год проработал ветеринарным санитаром в Баянской МТС Пресновского района, затем поступил в Омский ветеринарный институт. 

Окончив в 1959 году институт, И.А.Курьяков вернулся в Казахстан, где работал в родном районе главным ветеринарным врачом совхозов «Буденновский» и им. Кирова, первым секретарем Пресновского райкома комсомола, секретарем партийной организации совхоза им. Кирова. После окончания Алма-Атинской высшей партийной школы с 1969 по 1982 год работал инструктором и заместителем заведующего сельхозотделом Северо-Казахстанского обкома партии Казахстана, вторым секретарем Мамлютского райкома партии. Без отрыва от основной работы он защитил кандидатскую диссертацию и в 1982 году был приглашен на работу в Алма-Атинскую высшую партийную школу заведующим лабораторией. Здесь же преподавателем на кафедре экономики СССР, был деканом двухгодичного отделения Алма-Атинского института политологии и управления, доцентом кафедры социально-экономической политики и управления АИПиУ. В 1990 году ему присвоено ученое звание доцента. С апреля 1992 года по май 1996 года работал в Министерстве экологии и биоресурсов Республики Казахстан, старшим научным сотрудником Казахского научно-исследовательского института экономики и организации агропромышленного комплекса. 

image007.jpgВ 2000 году переехавшего из Казахстана в Омск И.А.Курьякова пригласили работать доцентом кафедры экономики, организации и ветеринарного дела в ИВМ ОмГАУ. Вернувшись в стены своего родного института, Иван Андреевич успешно влился в его коллектив. Он прекрасно вел занятия, читал лекции, а также активно участвовал во всех мероприятиях, в том числе и мероприятиях, проводимых Советом ветеранов. Поддерживает связь с институтом и после ухода на заслуженный отдых. 

Уже в зрелом возрасте Иван Андреевич ощутил тягу к литературному творчеству. Им издано несколько сборников, в основном стихов, посвященных коллегам по работе, добрым знакомым, друзьям, а также волнующим его проблемам и событиям в стране и мире, в том числе и о военном времени. 



image005.jpgimage009.jpg

Сборники произведений И.А.Курьякова. 

image011.png

Главный ветеринарный врач совхоза И.А.Курьяков (справа) с работающими в Казахстане выпускниками Омского ветеринарного института на фоне ЦК компартии Казахстана в Алма-Ате. 1960-е годы. 

image013.png

Выступление второго секретаря Мамлютского райкома компартии Казахстана И.А.Курьякова 

image015.png

Доцент Алма-Атинской высшей партийной школы И.Д.Курьяков (во втором ряду в центре) после спуска в шахту в Караганде.




Возврат к списку