Этот сайт использует cookie. Чтобы узнать больше об их использовании, нажмите здесь.

Принять и закрыть

Размер шрифта:

А А А

Цветовая схема:

А А А

Омский государственный
аграрный университет
имени П.А. Столыпина

"Кировец" и театр. Статья Евгения Александровича Бедненко 13.03.2018

"Кировец" и театр. Статья Евгения Александровича Бедненко

На страницах газеты «Кировец» от 26 октября 2001 года была опубликована статья «Кировец и театр». Автор статьи - Евгений Александрович Бедненко. Он в 1959 году окончил землеустроительный факультет ОмСХИ по специальности геодезия. Во время учебы активно участвовал в работе институтского театрального коллектива (при Ю.С. Шушковском), сотрудничал с газетой «Кировец». Параллельно с основной работой в ВИСХАГИ увлекался театром. По окончании заочной профсоюзной школы по театральному искусству в Ленинграде стал руководителем театральных студий в ДК «Нефтяник», потом в ДК «Строитель». Пишет стихи. Сейчас он на заслуженном отдыхе.

Сегодня мы публикуем эту статью, чтобы еще раз «окунуться» в далекие 1950-1960-е годы, почувствовать дух того времени, историю нашего вуза, студентов и преподавателей – «шестидесятников».

"Кировец" и театр.

Моё первое знакомство с «Кировцем» состоялось в 1954 году, когда я был ещё «зеленым» первокурсником земфака. Ответственным секретарём газеты тогда был Юрий Семенович Шушковский. Филолог по образованию, он пришёл в «Кировец» после службы на флоте и быстро сумел создать интересную газету. Факультета общественных профессий (ФОПа) тогда ещё не существовало и многотиражка являлась своеобразным культурным центром института. Сюда приносили свои стихи начинающие поэты Анатолий Щитов и Михаил Сильванович, писал статьи и корреспонденции Василий Пиварчук, прекрасные фотографии делал Борис Злобин. Юрий Семенович как эрудированный газетчик помогал им, прививал художественный вкус и оказывал серьёзное влияние.

image001.png

На открытии спортивных соревнований на приз газеты «Кировец», 1955 год: слева направо: В.Н. Энгельгард – зав. кафедрой иностранных языков, А.И. Иванов – редактор газеты «Кировец», Ю. Шушковский – ответственный секретарь газеты «Кировец» (фото Б. Злобина)

Меня «Кировец» привлек не потому, что я был таким уж ярым любителем печатного слова или одним из начинающих – мне повезло стать членом театрального коллектива института, которым руководил Шушковский, а наши репетиции часто проходили в помещении редакции. Ученик Таирова, воспитанника и соратника Мейерхольда, Юрий Семенович был театральным режиссером, как говорится, «милостью божьей». Обладая высоким чутьём на драматический материал, несмотря на существовавший драматургический голод, умел находить хороших авторов и брал к постановке современные, высокохудожественные пьесы со злободневным и острым сюжетом. Иногда это были такие пьесы, которые не отваживались ставить профессиональные театры, тогда при сдаче спектаклей институтской комиссии разгорались жаркие споры: допускать или не допускать.

Наш режиссёр бережно относился к авторской мысли, не ставил идею и сюжет пьесы с ног на голову в угоду модным течениям или желанию во что бы то ни стало заявить о себе; старался глубже проникнуть в авторский замысел, сделать его интересным и понятным зрителю.

image003.jpg

За десять лет руководства театральным коллективом им было поставлено около 20 спектаклей, которые с неизменным успехом шли на крохотной сцене институтского клуба. 

image005.jpg

image007.jpg

Среди авторов – В. Розов и А. Арбузов, К. Коростылёв и Е. Евтушенко. По пьесам А. Володина было поставлено два спектакля – «Назначение» и «Старшая сестра»; фамилия Е. Шварца значилась на афишах трёх спектаклей: «Обыкновенное чудо», «Голый король» и «Божественная комедия». Особой любовью пользовался турецкий поэт и драматург Назым Хикмет. По его пьесам были выпущены четыре спектакля: «Чудак», «Дамоклов меч», «Всеми забытый» и «А был ли Иван Иванович?». Между театральным коллективом и Хикметом завязалась дружеская переписка, и на приглашение коллектива театра и института он дал согласие приехать в наш город.

image011.jpg

В аэропорту Назыма встречали не только представители института, но и городские чиновники. С трапа самолета сошёл высокий, крепкого телосложения, улыбающийся человек с голубыми глазами (что несколько необычно для турка). С ним хрупкая женщина – жена Вера Тулякова, ревностно оберегающая его больное сердце, подорванное многими годами заключения в турецких тюрьмах. После обязательных официальных речей – тёплая непринужденная беседа с коллективом за круглым столом, а затем всю летнюю ночь бродили по институтскому парку, шутили, смеялись, пели песни, сочиненные нашим театральным композитором Вячеславом Косачем на стихи Хикмета.

image009.jpg

Был опыт общения и с другим зарубежным драматургом: коллектив поставил спектакль «Такая любовь» по пьесе чеха Павла Когоута. Установилась переписка с автором, он прислал нам памятные нагрудные значки, о нашем спектакле писал чешский журнал «Свет в образах».

Постепенно приходило признание и известность. Постоянный участник студенческих спектаклей «Театральная весна» - наш театр, как правило, завоёвывал первые места. Первому в городе и области ему было присвоено звание «Народный театр». О нас писали областная пресса и солидный столичный журнал «Культура и жизнь».

В театре ставились пьесы не только известных авторов, но и так называемые эстрадные обозрения на местную и студенческую темы. С одним из таких обозрений «Полторы улыбки» коллектив выезжал на гастроли к студентам Новосибирска. Гастроли прошли успешно. Обратно возвращались, имея на всех одну буханку хлеба и две бутылки газировки. Тогда в качестве поощрения руководство института организовало для членов театрального коллектива своеобразную творческую командировку в Москву – посмотреть маститых мастеров сцены, поучиться у них. Мы побывали в передовых тогда театрах: «Современник», им. Ленинского комсомола, на Таганке. Вживую увидели Владимира Высоцкого, Валерия Золотухина, Хмельницкого, Савину, Ширвиндта, Державина, Дурова, Караченцова и других.

image013.jpg

Нельзя не рассказать о «творческой кухне» Шушковского. Это был талантливый постановщик и универсальный театральный человек, «прислуга за всё». Он сам глубоко вникал в суть пьесы, определял художественный образ спектакля, придумывал декорации, костюмы, свет, звуки и музыку. В условиях крошечной сценической площадки, имеющей захудалую рампу, два-три прожектора, без настоящих кулис и прожектора-пистолета, он находил такие сценические приёмы, которые удивляли известных опытных постановщиков, – это была игра «живьём», то тени на марлевом экране, то голос «за кадром».

Юрий Семенович сам писал великолепные стихи к спектаклям, песни. Их нужно было положить на музыку. Это делал Слава Косач (написавший музыку к известной песне Сильвановича «Омские улицы», которую впервые исполнила Люба Ермолаева. Шушковский же был и художником-гримером. Реквизиты и костюмы приносили сами актеры. Кто что мог. И когда впервые удалось в ТЮЗе временно арендовать костюм американского летчика, все страшно завидовали Ю. Окшину, исполнителю этой роли.

image015.jpg

Интересен был ритуал приёма в члены коллектива, претендент в обязательном порядке читал басню, затем, как правило, независимо от качества исполнения принимался с испытательным сроком, в течение которого он должен был либо «стоять на свете», либо «сидеть на магнитофоне», либо закрывать-открывать занавес. Это называлось «стоять на гирьках». В этот период испытуемый должен был в установленное время приходить на все репетиции, смотреть и слушать. Дисциплина была жёсткой, за малейшее нарушение претендент исключался.

image017.jpg

На первых порах в коллективе участвовали и преподаватели института – Елена Дмитриевна Ольховская, Вера Андреевна Николаева и другие. Но, примерно, с 1955 года театр стал чисто студенческим (если не считать немногих недавних выпускников, работавших в Омске).

Разные люди приходили в театр. Одни, чувствуя свою тягу к искусству, другие – потому что институтский театр действительно был коллективом единомышленников, товарищей и друзей. Хорошими актерами могли бы стать Эрик Бишоф, Владимир Воропаев, Владимир Бутьков. Однако они остались верны профессиям, полученным в институте. Для других же народный театр ОмСХИ стал трамплином для прыжка в театральную профессию. Это известная артистка театра и кино Валя Талызина, заслуженный работник культуры, художественный руководитель городского театра-студии Любовь Иосифовна Ермолаева, Валентин Тимофеев, Георгий Утков, не прерывал связь с театром и почетный геодезист Е. Бедненко.

image019.jpg

Но и тем, кто стал работать по специальности, Юрий Семенович Шушковский и театральный коллектив дали очень многое – научили правильно говорить, нормально двигаться, не бояться публичных выступлений, дружить. Многие выпускники, придя на производство, организовали свои театральные коллективы, некоторые стали крупными ответственными работниками (В. Шевалье) или пошли по научной стезе (доктор наук, директор крупнейшего НИИ птицеводства В. Фисинин). Все они до сих пор верны своему театру и при малейшей возможности встречаются как близкие друзья.

Е. Бедненко

image021.jpgЗачем?
Уже метель прошлась, не тая, 
по волосам… 
Зачем стихи изобретаю… 
не знаю сам. 
Зачем пишу, бумагу тратя, 
на склоне лет? 
О торжестве каких понятий? 
каких побед?
О констатации де-факто 
каких утрат? 
Чтобы прославиться хоть как-то, 
 как Герострат? 
Во имя дел каких же это 
 не сплю в ночи? 
(За сигаретой сигарета – 
 во рту горчит). 
Чтоб рассказать о старом друге 
 с его судьбой? 
Или поспорить на досуге 
 с самим собой? 
Иль если вдруг бывает правым 
 бряцанье лир, 
Чтобы стихом своим корявым 
 восславить мир? 
Быть может в этой «славной» оде
 и есть резон, 
Но мой корабль уже уходит
 за горизонт.
Е. Бедненко, февраль 1997 г.



Возврат к списку