Этот сайт использует cookie. Чтобы узнать больше об их использовании, нажмите здесь.

Принять и закрыть

Омский государственный
аграрный университет
имени П.А. Столыпина

Перспективная наука. Елена Александровна Молибога 14.10.2021

Перспективная наука. Елена Александровна Молибога

Из интервью вы узнаете, как Е. А. Молибога нашла свое научное направление, каковы сегодня главные тренды в пищевой промышленности и как студенты в этой сфере продолжают развивать перспективную науку.

Елена Александровна Молибога, доктор технических наук, профессор

В 2002 году с отличием окончила Омский государственный аграрный университет по специальности технология мясных, молочных, рыбных продуктов и холодильных производств. Продолжила обучение в очной аспирантуре по специальности 05.18.04 «Технология мясных, молочных и рыбных продуктов и холодильных производств».
С 2012-2013 гг. - доцент кафедры технологии и оборудования пищевых производств Омского государственного аграрного университета.
С 2015 г. являлась доцентом кафедры продуктов питания и пищевой биотехнологии Омского ГАУ. С 2019 г. по настоящее время является профессором кафедры продуктов питания и пищевой биотехнологии.
В 2008 г. в диссертационном совете при Восточно-Сибирском государственном технологическом университете защитила кандидатскую диссертацию на тему "Разработка технологии плавленого сыра для функционального питания". В 2016 году в диссертационном совете при Кемеровском технологическом институте пищевой промышленности прошла защита докторской диссертации на тему "Теоретическое обоснование и экспериментальные исследования технологии плавленых сырных продуктов".
Автор более 190 научных и учебно-методических трудов, в их числе - 2 монографии, 5 учебно-методических пособий, 26 патентов на изобретение РФ, более 30 научных статей в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки, 15 статей в международных изданиях наукометрических баз Scopus и Web of Science. Индекс Хирша-7.

- Как Вы выбрали специальность и вуз, в который в итоге и поступили? Кто или что повлияло на это решение?

Выбор специальности и вуза был достаточно спонтанным, как у многих школьников, только что вышедших из-за школьной скамьи. Но основополагающим в этом вопросе было то, что выбранная профессия должна быть востребована всегда. Ступив на территорию кампуса, невозможно было оторвать глаз ни на минуту. Яркость красок завораживала, чувствовалось спокойствие, превосходство над городской суетой. Выбор пал на факультет молока и молочных продуктов. Интуитивно хотелось быть частью этой семьи в пищевой индустрии.

- А почему решили в университете заниматься именно наукой?

Работа над проектами началась еще на третьем курсе обучения на кафедре технологии молока и молочных продуктов, когда стали появляться специальные дисциплины. Первый научный руководитель - Светлана Ивановна Артюхова, достаточно активно занимающаяся научной деятельностью в области технологии производства молокосодержащих продуктов питания. Совместная научная деятельность была подкреплена большим количеством результатов, что и являлось движущей силой в преодолении поставленных задач: дипломы различного уровня, стипендия Президента РФ, полученные патенты на разработки в конкретном направлении, статьи на конференциях различного уровня. Тема научных исследований на тот момент - разработка технологии плавленых сыров для функционального питания, направленных на решение йоддефицитных заболеваний.

- Кто из ученых является примером для Вас и почему?

Единственным примером, как в научной деятельности, так и личной жизни является Наталья Борисовна Гаврилова, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель Высшей школы РФ. Встреча с ней произошла на последнем курсе обучения очной аспирантуры. По определенным обстоятельствам именно Наталья Борисовна была единственным и самым главным наставником в выборе диссертационного совета и подготовке к защите кандидатской диссертации. На тот момент складывалось впечатление, что Наталья Борисовна знает ответы на все поставленные вопросы, может организовать любое мероприятие с положительным результатом. Это впечатление не проходит до сегодняшних дней. Именно это и подкупило. Был интерес двигаться дальше, преодолевать сложности, ведь рядом НАСТОЯЩИЙ РУКОВОДИТЕЛЬ, так называемый НАСТАВНИК, готовый прийти на помощь в любую минуту.


Мне сложно ответить на вопрос, как именно я погрузилась в море научных исследований, все произошло настолько плавно. Но могу достаточно точно отметить то, что грамотно составленный план в подготовке над докторской диссертацией был разработан именно Натальей Борисовной. На протяжении 10 лет велась очень плодотворная работа над исследованиями, над собой. Сама не понимая того, я стала микрошефом для аспирантов моего руководителя, тем самым все больше и больше погружалась в научную стихию исследований.

- Что вообще наука значит для Вас? Что она привносит в Вашу жизнь?

В 2002 году, когда я окончила обучение по специальности "Технология мясных, молочных и рыбных продуктов и холодильных производств", необходимо было выбирать дальнейший путь. Вопрос достаточно прост, но в тоже время достаточно важен. Как поступить: оставаться в вузе или пойти на производственную площадку? Ответ был сразу: невозможно променять интригующий процесс погружения в научные исследования и получение положительных эмоций на каждом этапе становления диплома, проекта, кейса на серые будни ежедневных производственных смен. Я стараюсь достаточно четко разделять для себя рабочие часы на аудиторных занятиях и научно-исследовательские дни. Занятие наукой стало для меня  хобби еще в студенческие годы, от которого получаешь удовольствие. Постепенно захотелось стать руководителем, наставником, нужным человеком в научно-образовательном процессе. Процесс работы со студентами затянул, понравилось ощущение твоей значимости, творческого наполнения, востребованности. Именно этот процесс привносит в жизнь удовлетворение от выбранной профессии.

- Как Вы нашли свое научное направление, то над чем сейчас работаете?

Выбор научного направления всегда был основан на общеизвестных трендах, которые имели значение в тот или иной период времени. От разработки технологии плавленых сыров для функционального питания (кандидатская диссертация) мы с руководителем плавно перешли к научно обоснованной биотехнологии сырных продуктов и плавленых сырных продуктов (докторская диссертация).

Скажу честно, после защиты диссертации наступила некая пустота. Работа, занимающая 70% всего времени, пришла к положительному завершению. Что дальше?

Ответ на этот вопрос есть, он сидит в голове, но его невозможно реализовать за год, за пять, за десять. Необходимо постепенно, мелкими шажками двигаться по собственному научному направлению. Но, к сожалению, а может быть и к счастью, мы не можем быть в данное время узконаправленными специалистами, иначе будем не конкурентоспособными. Именно поэтому я стараюсь вести разноплановые исследования, за которыми стоит наша движущая сила – студенты.

- Расскажите подробнее о той сфере научной деятельности, которой Вы сейчас занимаетесь?

Сфера научной деятельности остается неизменной - пищевая промышленность. Тренды, на которые мы ориентируемся, достаточно понятны, именно поэтому не составляет больших проблем поиск актуальных задач.
Три года подряд я участвую в Сетевом образовательном интенсиве в качестве наставника. До 90% дипломных проектов идет в научное направление, которые подкрепляю результативными показателями. Обучающиеся в большинстве случаев идут навстречу, беспрекословно выполняют поставленные задачи. Итогом работы являются статьи, патенты, участие в конференциях различного уровня. Именно так и получается команда обучающихся, работающая над одним актуальным проектом.


На данный момент ведутся следующие проектные работы:
- по разработке технологий сырных продуктов различного назначения (функционального, специализированного назначения);
- по разработке сахаристых кондитерских изделий для диабетического питания;
- по разработке биотехнологии мороженого со спирулиносодержащими ингредиентами;
- по разработке кисломолочных продуктов с заданными свойствами.

Все направления – проекты имеют в своем арсенале новизну научных исследований, подтвержденную актуальность и перечень жизненно важных компонентов, поддерживающих иммунный статус человека на определенном уровне.




Возврат к списку