Этот сайт использует cookie. Чтобы узнать больше об их использовании, нажмите здесь.

Принять и закрыть

Омский государственный
аграрный университет
имени П.А. Столыпина

30.11.2021

В Омском ГАУ завершился корпоративный интенсив «Цифровая трансформация: образование и наука 4.0»

27 ноября в Институте дополнительного профессионального образования подведены итоги корпоративного образовательного интенсива «Цифровая трансформация: образование и наука 4.0». Руководители и слушатели 8 профессионально-компетентностных школ представили свои результаты обучения.


В школе стратегического управления организаторы и участники отразили основные направления  в подходах к стратегическому управлению, обсудили новые модели развития системы высшего образования и изменение роли вузов, актуализировали модель «трех горизонтов». Эксперт школы Еременко Е.И., директор ЦДО ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, акцентировала внимание на важности формирования заинтересованной команды и лидерской вовлеченности при реализации стратегий.

Участники школы обсудили основные критерии успешного развития подразделений, имеющиеся ограничения и перспективные точки роста. Эксперты школы: начальник СУДРиОР Мозжерина Т.Г., начальник центра информационно-аналитической работы и поддержки организационного развития Крюкова О.Н., начальник отдела международных связей Козлова О.А. отразили основные особенности подготовки Программ стратегического развития подразделений с учетом сформированной до 2030 года Программы стратегического развития университета, а также структурировали полученные предложения от участников.

Руководители подразделений продемонстрировали высокий уровень компетентности в вопросах стратегического управления и планирования (от текущего до перспективного). Полагаясь на свое профессиональное суждение, имеющийся арсенал современных методов, инструментов управления, опыт работы и багаж знаний об уникальности, имеющийся и перспективный ресурсный потенциал вверенных подразделений, каждый участник предложил проектные идеи будущих ключевых стратегических проектов (направлений развития, в рамках которых будут в дальнейшем сформулированы проектные идеи) от каждого учебного подразделения.


В школе эффективной науки в течение двух недель интенсива активно работали 34 слушателя. Все были определены на один из четырех треков: «Наука 1» «Наука 2», «Таланты» и «Инновации».

По итогам работы школы слушателями были проработаны 10 проектов и проектных идей.

В треке «Наука 1» разработаны три фундаментальных научно-исследовательских проекта:

  1. «Природный капитал и экосистемные услуги в условиях глобальных вызовов». Это междисциплинарный проект, реализуемый силами двух факультетов: ФАПЭПиВ и ЭФ. Руководители проектной группы – Баженова Ольга Прокопьевна и Блинов Олег Анатольевич. В рамках интенсива команда работала над заявкой на мегагрант по программе создания лабораторий мирового уровня. Проект фундаментально и методологически связан с карбоновым полигоном Омского ГАУ.
  2. «Идентификация генов жимолости синеплодной на основе молекулярной генетики». Проект ориентирован на уровень грантовых заявок РНФ сроком на пять лет и общим финансированием до 35 млн руб. Проект разработан НПР агротехнологического факультета. Руководители проектной группы – Кумпан Владимир Николаевич и Красовская Алена Викторовна. Проект фундаментально и методологически связан с Международным селекционно-генетическим центром Омского ГАУ.
  3. «Метаболическое обоснование использования нутрицевтиков с антиоксидантным действием для профилактики осложнений сахарного диабета». Проект является фундаментальным продолжением совместного инновационного проекта ГК ЭФКО и Омского ГАУ в области замены сахара сладкими белками в продуктах питания. Проект разработан НПР агротехнологического факультета, руководитель проектной группы – Молибога Елена Александровна. Ближайший результат работы проектной команды – это заявка на грант РНФ.

В треке «Наука 2». Разработан один проект «Иммунотоксические эффекты нейротропных пестицидов». Автор проекта – Герунов Тарас Владимирович. Проект является фундаментальным продолжением прикладных исследований факультета ветеринарной медицины, реализуемых в рамках инициативных исследований, федеральных тем НИР и госконтрактов.

В рамках трека «Инновации» были разработаны два проекта. Первый – это проект создания на базе Омского ГАУ инжинирингового центра в сфере информационных технологий для АПК. Второй проект трека «Инновации» - «Программно-аппаратный комплекс «Рекордист» для повышения спортивных показателей пары «лошадь-человек».

В рамках трека «Талант» представители двух факультетов разработали проекты дорожных карт по профориентационной работе и обеспечению набора на новый учебный год по новым направлениям, связанным с информационными системами и технологиями (ФТС в АПК и экономический факультет).

Для агротехнологического и землеустроительного факультетов разработаны проекты дорожных карт по систематизации мероприятий экосистемы НТИ и включению их в профориентационную работу факультетов. Для ФАПЭПиВ разработан проект дорожной карты по выявлению и развитию студентов, заинтересованных в разработке и реализации собственных технологичных проектов (в рамках Олимпиады НТИ студенческий трек).

Школа цифровой трансформации

Практическая задача школы направлена на переосмысление бизнес-процессов в университете и создании новой (цифровой) модели взаимодействия между структурными подразделениями. Участники школы, изучая подходы цифровой трансформации, проанализировали неоптимальные на их взгляд бизнес-процессы в организации. Во время активностей школы сформировались три рабочие группы, работа которых представлена по следующим направлениям:

  1. Трансформация процесса получения документов обучающимися университета для внутреннего использования
    Рабочая группа решала проблему длительного срока оказания услуги предоставления документов обучающимся. Например, время «путешествия» стандартной справки занимает 14 календарных дней (переезды и согласование на этапах), а ее путь составляет порядка 19 км или 28450 шагов. В качестве решения группа предложила внедрение дополнительного функционала в экосистему университета с использованием автоматизированного способа подачи запросов и согласования документов обучающимся для внутреннего использования.
  2. Отсутствие эффективного прямого взаимодействия между обучающимся/выпускником и работодателем
    Группой разработана концепция цифрового сервиса, основанного на факторе доверия, – субъективного мнения и доверительных отношений участников процесса трудоустройства выпускников. Индекс цифрового доверия формируется исходя из оценки обучающегося преподавателями в цифровых и качественных величинах. В свою очередь, рейтинг работодателя оценивают студенты после трудоустройства. Сервис функционирует в парадигме Индустрия 4.0, используется подход «экономика лайков», эффективность достигается за счет исключения дополнительных посредников в процессе процедуры трудоустройства выпускников.
  3. Цифровое дело преподавателя – единое хранилище данных ППС и сотрудников университета
    Участники группы прорабатывали варианты сокращения дополнительной нагрузки на ППС и сотрудников университета с помощью подхода «Управление на основе данных». В качестве технологического решения группа предложила внедрить в экосистему университета единый банк цифровых данных личных дел ППС и сотрудников для последующего использования в информационных системах без необходимости повторного предоставления информации. В качестве результата - повышение эффективности работы участников бизнес-процессов образовательной организации за счет экономии времени, сокращения рутинных процессов, улучшения физического и эмоционального состояния.

В результате работы идеи представлены экспертам и другим участникам интенсива на заключительном мероприятии. Эксперты школы цифровой трансформации рекомендуют участникам школы продолжить работу и сформировать драфты цифровых проектов для дальнейшей проработки в проектном офисе.


Школа педагогического дизайна

В течение 10 дней в очном и дистанционном форматах проходили интерактивные лекции и вебинары, мастер-классы и дискуссии. Проектируя содержание и форматы работы школы, участники руководствовались принципами пед.дизайна и наставлениями Конфуция, который говорил: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму»!

Таким образом, в сопровождении квалифицированных экспертов слушателям была предоставлена возможность:

  • узнать об актуальных тенденциях в мире образования и их применимости в деятельности;
  • погрузиться в процесс освоения инструментов и новых навыков и оставить на руках у каждого слушателя результат его работы.

В рамках преподаваемых дисциплин слушателями были разработаны учебные игры и элементы онлайн-курсов. В ходе встреч, посвященных новым педагогическим решениям, слушатели обменялись мнениями по основным модулям программы школы: электронные курсы в образовательных программах, геймификация, цифровые инструменты взаимодействия в дистанционной самостоятельной и командной работе со студентами.

Каждый модуль рассматривался с трех позиций:   

  • Почему НАДО?
  • Почему НЕ ИСПОЛЬЗУЕМ сейчас?
  • Как МАСШТАБИРУЕМ в университете?        

Слушателями школы с целью расширения практики применения инновационных методик в образовательном процессе были предложены следующие шаги:

Шаг 1 - Обсуждение на кафедрах и факультетах результатов обучения в школе педагогического дизайна; мастер-классы и программы повышения квалификации по внедрению цифровых инструментов в образовательный процесс; открытые мероприятия университетского уровня по внедрению технологий геймификации.

Шаг 2 - Формирование в ЭИОС университета инструктивно-методических курсов для педагогов: применение игропрактик в учебном процессе; МООК (состав, подготовка, применение).

Медиашкола

На первом треке, благодаря наставникам Мозжериной Т.Г., начальнику СУДРиОР и  Ревякиной Ю.Н., менеджеру по связям с общественностью СУДРиОР, участники разобрались в многообразии современных медиа, посетили мастер-класс по написанию пресс-релизов и научились составлять медиапланы. Медиапланирование на уровне всех учебных подразделений – проектная идея №1.

Трек по ребрендингу провела О.В. Зурашвили – руководитель компании «Зурашвили Брендинг». Проектная идея №2 - провести ребрендинг всех учебных подразделений. Он должен стать продолжением того фирменного стиля, который мы имеем сейчас.

Третий трек был посвящен организации выставочной деятельности. Благодаря А.Л. Трумулю, руководителю компании «Брендируем РФ», участники узнали много нового о выставках: как правильно планировать участие в них, на что обращать особое внимание. Подробно обсудили всё, что касается профориентации. На этом треке возникло много идей по разработке сувенирной продукции и оформлению выставочных зон.


Школа талантливой молодежи

Целью проведения школы было совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в организации работы с талантливой молодежью. Учебный план программы выполнен: 3 спикера, действующие эксперты федеральных проектов, 6 образовательных модулей, инновационные формы работы по разным направлениям : воркшоп, кросс-обучение, фасилитационная сессия по построению чек-листа, модерационная сессия и тд. Руководители школы: проректор по социальной работе и молодежной политике Ж.К. Шмидт, старший преподаватель кафедры технического сервиса, механики и электротехники А.И. Забудский.

Слушатели приобрели знания: по проектам и практикам реализации работы с талантливой молодежью, пользования интернет-ресурсами, прокачали наставнические навыки, познакомились с трендами в работе с молодежью. Участниками и экспертами были разработаны социальные проекты: День здоровья, Зимний дворец, СемьЯ и другие.

Школа проектного менеджмента

Миссия школы проектного менеджмента состояла в распространении философии актуальных для востребованного специалиста в индустрии 4.0 компетенций будущего - креативно мыслить и не бояться решать нестандартные задачи в условиях постоянного дефицита ресурсов, быть способным выстраивать рациональные коммуникации, стремиться к эффективному лидерству. Все без исключения спикеры из ведущих вузов страны и представители бизнеса, которые приняли участие в live-сессии с экспертами «Проектная деятельность: опыт, технологии, перспективы» (Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева – КАИ, Ставропольского государственного аграрного университета, АНО Университет 2035, Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева», Университета Иннополис, Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, Тюменского государственного университета), отмечали, что тренд проектного обучения позволяет дать обоснованный ответ на технологические вызовы в образовании, науке и индустрии. Обосновано, что Омский ГАУ выбрал данную деятельность стратегическим направлением развития вуза укрепляя трехкомпонентную корпоративную среду.

Интенсивная программа школы включала практики тимбилдинга, метод мозгового штурма, генерационную сессию, неконференцию, тренинги, беседы, деловая презентация, в ходе которых слушатели изучали подходы, инструменты и алгоритмы проектного управления.

А это так называемые проектные компетенции, как «компетенции будущего». Сегодня каждый работник является частью какого-либо проекта, выполняя различные роли: от инициатора или участника до руководителя. Транслируя качественно новые изменения в университетской модели развития потенциала обучающихся и университет активно развивает различные форматы проектной деятельности.

Персонализация процесса обучения в Школе позволила слушателям выбрать один индивидуальный образовательный трек - модератор, проектный наставник, руководитель университетских корпоративных проектов. На практике изучили, как внедрять проектный подход в текущей деятельности (преподаватель, руководитель, координатор, тьютор), как эффективно его эксплуатировать с учетом особенностей должности и решаемых задач, как правильно встроиться в систему управления проектами, используя набор готовых к применению внутриуниверситетских концептовпозволяющих пройти полный путь от генерации идеи до завершения проекта.

Фиеста

Фиеста стала связующей активностью всего корпоративного интенсива. В течение двух недель участники вечерами играли в ассоциативную игру «Имаджинариум», веселую развлекательную игру с элементами творчества «Испорченный телефон», интеллектуальные игры-викторины «Квиз», «Давай поговорим», «ИнтелМафия», настольные игры «Бункер», «Монополия», «Фаза_Десять», провели управленческие поединки «Дебаты».

В фиесте приняли участие 138 слушателей программы повышения квалификации. В разных играх были как индивидуальные, так и командные победители. В итоге были выданы 26 сертификатов лучших игроков. Самым результативным участником Фиесты стала канд. с.-х. наук, доцент кафедры математических и естественнонаучных дисциплин факультета технического сервиса в агропромышленном комплексе М.Н. Кожевина.

Но самым главным итогом фиесты, неподдающимся измерению цифрами, стали новые знакомства, неформальные коммуникации, положительные эмоции участников игр и пополнение портфеля интерактивных практик проведения дисциплин нашими преподавателями.

В завершение встречи проректор по образовательной деятельности Комарова С.Ю. познакомила коллег с новыми правилами государственной аккредитации, вступающими в силу с 1 марта 2022 года, поблагодарила всех за активное участие в интенсиве и отметила, что корпоративные мероприятия обучающего характера будут проводиться на регулярной основе.




Возврат к списку