Судьбы, связанные с Омским ГАУ
История мотопробега студентов по городам Сибири и Урала
Я держу в руках фотографии, которым практически 60 лет. На них изображены молодые студенты сельхозинститута во время мотопробега в год Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта. Сегодня это уже история. Александр Васильевич помнит все, как будто это было вчера. И я с удовольствием слушаю его рассказ о том далеком событии, которым жили студенты 3 курса факультета механизации и электрификации ОмСХИ им. С.М. Кирова.
Н.Н. Пельц, доцент кафедры зоотехнии Омского ГАУ
Александра Васильевича я знаю с детства. Тогда он для меня был дядя Саша, и они вместе с тётей Алей часто приезжали в гости к моим дедушке с бабушкой. Бабушкин дом наполнялся ароматами пирогов,разных вкусностей и праздничным настроением, потому что приехала с семьёй племянница, дочь брата, погибшего на фронте. Они приезжали на праздники и семейные даты, но для меня эти события всегда имели общее название - «омичи приехали». Это означало, что будут интересные рассказы о работе, поездках, путешествиях и обязательно семейная фотосессия. Но самое интересное ожидало всех вечером - мы натягивали простынь, выключали свет и смотрели фото-слайды. Мы радовались новым снимкам и пересматривали старые, мысленно возвращаясь к приятным событиям жизни.
Александр Васильевич замечательный рассказчик, а его увлечение фотографией - это ещё и много разных историй в кадрах. Одна из этих историй - это история о мотопробеге, который был совершён студентами ОмСХИ им. С.М. Кирова в 1960 г. От себя хочется добавить «геройском мотопробеге», а всё нижеследующее от первоисточника – Чусова Александра Васильевича, бывшего тогда студентом 3 курса факультета механизации и электрификации сельского хозяйства.
«В тот год мы с друзьями однокурсниками стали разрядниками по фигурному вождению мотоциклов. Поэтому идея мотопробега в год Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта была для нас вполне естественной. Наша инициатива была поддержана комитетом комсомола и директором института Токаревым Даниилом Михайловичем. Он за поддержкой обратился к кафедрам. По одному мотоциклу дали кафедры тракторов – для Колчанова Василия, с.-х. машин – для Травина Альберта и кафедра военной подготовки – для Вакенгута Романа. Ещё один мотоцикл мы купили в складчину - на нём мотопробег предстояло совершить мне. Собственный мотоцикл был только у отца Кунцмана Фёдора, зато мотоцикл был с люлькой, в которую мы погрузили всё своё снаряжение, включая запчасти. У Фёдора был мотоцикл «Урал», у остальных – лёгкие дорожные одноместные мотоциклы производства Ковровского завода им. Дягтерёва серии К (К-55, К-125), называемые тогда в народе «Козлами».
Проложить маршрут мотопробега по городам Сибири и Урала нам посоветовал председатель областного клуба туристов Артур Стёпкин. Он же дал нам карты и посоветовал маршрут закольцевать, чтобы мы получили больше интересных впечатлений от путешествия. Так сложился наш маршрут Омск – Тюмень - Свердловск (Екатеринбург) – Челябинск - Курган-Омск общей протяжённостью 3000 км.
Руководителем группы определили А. Травина, так как он был самым старшим из нас, уже отслужившим в армии. Областной комитет комсомола сообщил своим коллегам в городах следования, чтобы они нас ждали и содействовали в случае необходимости. Кафедра военной подготовки экипировала нас танковыми шлемами и комбинезонами, а мы нашили на них самодельные эмблемы ОмСХИ и 21 июня после торжественных проводов от главного корпуса института отправились в своё путешествие. Я думаю, будет лишним подробно описывать условия нашего 30-дневного пробега. Но сегодня, наверное, это сложно представить. У нас не было телефонной связи, мы тогда не знали, что такое непромокаемая одежда, ночевали часто в палатке, подстелив под себя свои куртки-ватники. Мы сами устраняли поломки, которые случались в пути и придумывали варианты безопасного движения. Дороги были грунтовые, а где и вовсе бездорожье, что создавало немало трудностей после дождей, которые в тот месяц поливали нас нередко. На пути следования в деревнях люди встречали нас по-разному: одни радушно нас угощали и помогали разместиться, другие бдительно осторожничали, так как накануне в Свердловской области был сбит шпионский самолёт Фрэнсиса Пауэрса. Но мы тогда всё, что с нами происходило, воспринимали как интересные события нашей юношеской жизни.
В Тюмень мы приехали накануне Дня Молодёжи. В Обкоме Комсомола нам предложили поучаствовать в празднике, который проходил на стадионе. Наша колонна была представлена как мотоциклисты – спортсмены Омского сельскохозяйственного институту им. С.М. Кирова и мы под овации проехали вдоль всех трибун.
А дальше нас ждал Урал. Он, конечно, поражал нас своей красотой и величием, но и требовал от нас соблюдения правил безопасного поведения. Здесь по пути встречалось много горных речушек, которые приходилось переходить вброд или через переправы.
Большое впечатление на нас произвело посещение строящейся в те годы Белоярской атомной электростанции по приглашению Свердловского обкома комсомола. Она в то время была объявлена Всесоюзной комсомольской стройкой. Нас – технарей впечатлила новизна и мощь проектных и инженерных решений.
В Челябинске мы пробыли несколько дней. Побывали в институте механизации и электрификации (ЧИМиЭ), на знаменитом тракторном заводе (ЧТЗ), увидели, как проходит испытание тракторов и их обкатка. Дальше устроили себе культурный отдых - сходили в кинотеатр на американские фильмы: «Римские каникулы» и замечательную музыкальную «Рапсодию». Посещение фильмов на нас, уставших и наглотавшихся пыли, произвело не меньше впечатление, чем посещение производственных объектов.
На въезде в г. Кургане нас встретила группа мотоциклистов. Помню, как они удивились, что мы проделали уже такой путь на неприспособленных к этому мотоциклах, которые при этом остаются в нормальном техническом состоянии.
Перед Петропавловском мы заехали в с. Петухово, где проходил сельский праздник в честь начала сенокоса. Нам предложили поучаствовать в мероприятии, мы охотно согласились. Для выступления мы соорудили из досок трамплин, устроили змейки и провели показательное выступание фигурного вождения мотоциклов. Мальчишки с восторгом за этим наблюдали, а потом радостно примеряли на себя наши шлемы и охотно в них фотографировались. (есть фото)
Впереди нас ждал родной Омск, но доехать до него последние сотни километров было не так просто. Омская земля встретила дождём, и Москаленкские размокшие солончаки нам, уставшим и промокшим, оказались уже непосильными. Оставив мотоциклы в Москаленках у сторожа СПТУ, в Омск мы поехали на последней электричке. Уставшие мы зашли в первый вагон, и машинист, увидев нас промокших до нитки с тяжёлыми рюкзаками за плечами (наша люлька вместе с мотоциклом и Фёдором Кунцманом остались в его родном Петропавловске), включил в вагоне электроотопление, чтобы мы смогли хоть немного обогреться.
За мотоциклами мы вернулись уже без рюкзаков на следующий день и к вечеру добрались в Омск. Наш мотопробег удачно завершился. Мотоциклы в сохранности вернули на кафедры. У нас остались знакомства с будущими коллегами, местными жителями со своим колоритом и бесценный опыт, который мы получили в поездке».
Слушая рассказ, я удивлялась свежести не только воспоминаний о событиях, но и пережитых эмоций. Их удалось донести до нас через десятилетия. Мы, как в детстве, с удовольствием рассматривали фотографии и ощущали тепло костра, аромат уральской тайги, гул роя комаров, журчание холодных горных речушек. Теперь вместе с нами в удивительную историю в фотографиях было вовлечено ещё одно поколение – поколение наших детей.