ЗакрытьСookie и политика конфиденциальности

Этот сайт использует cookie. Чтобы узнать больше об их использовании, нажмите здесь.Чтобы удалить это сообщение и подтвердить согласие на использование cookie на данном сайте нажмите "X"

Омский государственный
аграрный университет
имени П.А. Столыпина

13.04.2018

Судьбы, связанные с Омским ГАУ. Шанина Лилия Ивановна

Судьбы, связанные с Омским ГАУ. Шанина Лилия Ивановна

image001.jpg
«Мне захотелось учиться на агронома в первую очередь потому, что в окрестностях сельхозинститута было очень красиво…»

Шанина Лилия Иванова, кандидат наук, доцент, 50 лет проработала в вузе. Сегодня Лилия Ивановна на заслуженном отдыхе, но продолжает жить жизнью вуза, родного агрофака.

«Моя малая Родина - совхоз "Коммунист" Черлакского района, родилась я в страшный год, в 1937 году».

Лилия Ивановна прожила в совхозе недолгое время, так как отец у нее был агрономом, которого постоянно отправляли в разные места, естественно, куда отец - туда и вся семья. Ее мама была учителем.

Родители родом из Воронежской области, в 1924 году перебрались в Сибирь для освоения новых земель, создания новых колхозов. Отец – Иван Иванович Шанин, мама – Степанида Александровна Шанина.

Учиться пошла по стопам папы, а потом решила угодить и маме - стала преподавателем. Общий стаж работы в Аграрном университете - 50 лет.

image002.png«Поступила в институт в 1955 году. При поступлении конкурс был огромный, 8 человек на место,  и это на агрономическом факультете. Кроме тех, кого зачислили, брали учиться еще и кандидатов, в резерв, в нашей группе их было 4, для нас это было мощнейшим стимулом в учёбе. На первом курсе мы ездили на уборку урожая на целый месяц. Будучи еще абитуриентами ездили на уборочную, мы видели что такое сельское хозяйство и знали что нам предстоит. И каждый год мы всегда работали на земле один месяц, два, а то и три».

Когда Лилия Ивановна училась на 3 курсе, начали осваивать целину: на культуры, которые были посеяны на этих, вновь освоенных землях, напала зерновая совка, и их 200 человек с одного потока, сдавших досрочно экзамены и получивших комсомольские путевки, отправили на целину в Казахстан на 6 месяцев. Там будущие агрономы занимались защитой растений: сначала весной проводили обследование по полям, копали землю, считали личинок, определяли какие участки нужно обрабатывать, а летом уже непосредственно обрабатывали поля. Их основная работа проходила ночью, днём было просто невозможно работать, так как в степях Казахстана всегда сильнейшие ветры и палящее солнце, а как только стихал ветер, поле «оживало»: выезжали опрыскиватели, опыливатели, вылетали самолеты и выходили студентыдля изучения растений. Ночью приходилось добираться до полей пешком километров 5-6, пока работали в поле и возвращались домой становилось уже светло.
image003.png

Лилия Ивановна на лыжне, 1967 год

На 4 курсе проходили уже производственную практику и получали за свой труд зарплату. На предприятиях работали учётчиками, бригадирами, помощниками управляющего или помощниками агронома. Именно благодаря всем практикам на полях, в колхозах, совхозах, когда заканчивали институт в точности и со всех сторон знали свои будущие обязанности.

«Закончила я университет и попала по распределению в Томскую область в совхоз «Томский». Приехали мы туда вдвоем с девочкой и определили каждой зону ответственности: у меня в ведении было 5 деревень. Работа моя начиналась в понедельник утром, а заканчивалась в субботу вечером, за это время успевала объехать верхом на коне все подведомственные деревни. Сейчас такое даже представить нельзя, а в то время приходилось ориентироваться по расположению берез, да по проселочным дорогам. Первое время умудрялась уезжать в соседнюю Кемеровскую область. Так, в постоянных разъездах по деревням пролетели три, положенных для отработки по распределению, года. Такая-то работа для мужчин невыносимая, а для девушки тем более. Поэтому и решила поступать в аспирантуру в нашем университете. Когда я пришла на кафедру, мне было уже 24 года, там работал профессор Кожевников Алексей Романович, уже в то время ему дали право руководить аспирантурой. Алексей Романович предложил мне сразу стать ассистентом на кафедре, я согласилась. Так началась моя работа в роли преподавателя. Около недели поработала, и меня сразу отправили вести занятия к заочникам, а заочники почти все были директорами совхозов. А им за три месяца нужно было рассказать весь материал, приходилось не спать ночами, учить и учить новый материал. Нагрузку я выдержала, год испытательного срока прошел, и со мной уже заключили договор, так я стала членом большой семьи преподавателей нашего университета. У ассистентов раньше была обязательная работа с исследованиями: провел занятия и бежишь в поля проводить исследования, чтобы набрать материал и защитить диссертацию, и так 7 лет. Еще кроме этого: кураторство, кружки, профбюро и воспитание детей. В 1971 году защитила диссертацию. Моим первым дипломником был студент из Казахстана, он был очень грамотным и ответственным человеком, всегда ставила его в пример другим студентам из Казахстана, а звали его - Саша Тулеев». 
image004.png

Харламово, 8 мая 1977 года

Муж Лилии Ивановны - Николай Михайлович Крючков был проректором на науке. Сначала так же начинал ассистентом, всегда работал дополнительно, был секретарем комсомола. Почти до самой смерти работал проректором. Лилия Ивановна и Николай Михайлович работали на одной кафедре, поэтому Лилия Ивановна не стала брать фамилию мужа, чтобы скрыть это от студентов. Так и осталась Лилия Ивановна с фамилией Шанина.

image005.png

На отдыхе (оз. Байкал): Л.И. Шанина с мужем Н.М. Крючковым

С мужем воспитали двоих детей – сына и дочку. Сейчас Лилия Ивановна - счастливая бабушка троих внуков. Слушая Лилию Ивановну, невольно возникает вопрос – как будучи хрупкой девушкой, она выдержала такой неимоверный труд? Ведь сейчас у студентов нет и десятой части той нагрузки и практики, что была в то время. Может общество сейчас уже другое?! А может мы стали слишком слабыми?! Каждый ответит на эти вопросы по-своему…

Материал подготовили: Клименко Анастасия, студентка 402 группы факультета зоотехнии, товароведения и стандартизации ИВМиБ и Муканов Самат, студент 231 группы факультета АПЭПиВ




Возврат к списку